Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции в профессиональных группах учителей и студентов и цветовое обозначение релаксационного состояниядипломная работа (Специалист)
Аннотация:Исследование посвящено проблеме субъективной оценки состояния релаксации. Представлен исторический обзор происхождения методов психологической саморегуляции (ПСР) и использования этих методов на современном этапе в профессиональной сфере в целях повышения стрессоустойчивости, увеличения работоспособности, уменьшения утомляемости, монотонии. Осуществлена попытка создания цветовой методики для выделения психологических характеристик состояния релаксации и его сравнение с состоянием до сеанса ПСР. В экспериментальном исследовании для формирования состояния релаксации использовались четыре различные методики психологической саморегуляции: нервно-мышечная релаксация; идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция; аутогенная тренировка. Для контроля за изменением состояния были использованы следующие показатели: пульс, шкала состояний Гроля-Хайдера, корректурная проба, опросник реактивной тревожности Спилбергера-Ханина. Использовалась цветовая методика для выражения субъективных характеристик состояний до и во время сеансов ПСР с помощью предложенной гаммы красок. Результаты показали, что воздействие всех методов ПСР несет нормализующую функцию. Выявлены различия в эффективности воздействия методов ПСР у учителей и студентов. Показаны существенные различия цвето-графического решения рисунков функционального состояния до начала сеанса ПСР и релаксационного состояния.