Аннотация:Так как зрительная система работает в динамически изменяющейся окружающей среде, то представляет интерес изучение восприятия ахроматического объекта, представляющим собой паттерн, в котором варьируется интенсивность составляющих его элементов. Cпециальное рассмотрение только ахроматических стимулов позволяет “выключить” цветовую составляющую, которая, по нашему мнению, облегчает процесс распознавания, но не является необходимой.В ранних исследованиях по ахроматическому контрасту предполагалось, что восприятие контраста определяется только лишь степенью интенсивности источника (объекта), т.е. силой испускаемого или отражаемого света. Это т.н. “одномерные теории”, в которых все ахроматические цвета могут быть представлены линейной функцией: от максимально черного цвета, через все оттенки серого, до ярко белого цвета. Современные исследования ахроматического контраста показали, что большое значение для восприятия объекта имеет фон, который окружает воспринимаемый объект. При изменении интенсивности фона объект может казаться ярче или тусклее, хотя его физические характеристики остаются неизменными. Феномен хорошо известен под названием “яркостной индукции”. В данных исследованиях обычно используется стимульная парадигма “диск/кольцо”, где диск является тестовым, а кольцо — индуцирующим полем. Использование таких стимулов в экспериментах по яркостному подбору или в экспериментах по многомерному шкалированию показало, что для спецификации ахроматического качества объекта необходимы, по крайней мере, две переменные. Одна переменная отражает аспект интенсивности объекта (теста), а вторая имеет более сложную природу и, по-видимому, может быть связана с восприятием контраста между тестом и фоном.Однако, возникают трудности при интерпретации второй переменной. У разных авторов эта переменная (или «ось» при графическом представлении) называется по разному: так у одних - это “ось серого” [12], а других - “ось белого” цвета [24,25]. Имеющаяся неоднозначность в интерпретации второй переменной, входящей в ахроматическое перцептивное пространство сподвигло нас на изучение феномена «яркостной индукции». Основными задачами исследования выступили следующие положения:
1) определение размерности перцептивного пространства ахроматических объектов;
2) анализ и интерпретация переменных (осей), составляющих это пространство;
3) трансформация перцептивного пространства при усложнении зрительного стимула;
4) проверка гипотезы о существовании двух нейронных каналов кодирования ахроматической информации с помощью вызванного потенциала.
Для этого нами была разработана специальная методика и проведено экспериментальное исследование. Вся экспериментальная работа была разбита на несколько этапов. На первом этапе проводилась серия экспериментов по многомерному шкалированию с использованием ахроматических стимулов «диск-кольцо». На следующем этапе многомерному шкалированию подвергались более сложные стимулы в виде шахматной доски. По результатам шкалирования строились и анализировались пространства для «кругов» и «досок». На заключающем этапе проводились эксперименты по регистрации вызванного потенциала (ВП) на эти же стимулы. Анализировались компоненты ВП и определялась мозговая локализация структур, вовлеченных в процесс ахроматического восприятия.
На основе субъективных оценок различия формализовано пространство восприятия ахроматических стимулов, представленных в виде решетки типа “шахматной доски”. В результате получено пространство, отличное от ранее известных. Определено, что полученное пространство образовано тремя ортогональными осями. Одна ось отражает характеристику интенсивности воспринимаемого объекта и хорошо соответствует субъективной яркости. Эту ось можно назвать осью яркости. Использование в экспериментах усложненных стимулов (вместо конфигурации диск/кольцо - решетка типа “шахматной доски”) позволяет лучше выделить вторую ось, которая трудно интерпретировалась в предшествующих экспериментах. Вторая ось связана с разностью интенсивностей источников внутри зрительного паттерна, и соответствует субъективному контрасту объекта. Данную ось можно назвать осью контраста или “гештальт-контраста”. Третья же ось, по-видимому, связана с восприятием общего фона, на котором воспринимается данный объект, и вносит свой вклад в процесс восприятия. Конечное восприятие объекта в этом зрительном поле будет определятся вкладом трех параллельных информационных каналов: яркостным каналом кодирования интенсивности всего стимула; каналом контраста паттерна или “гештальт-контраста”, кодирующим разницу интенсивностей частей, составляющих данный паттерн; каналом, оценивающим интенсивность общего фона, на котором предъявляются стимулы.