Аннотация:Исключение террористических актов или минимизация масштабов терроризма предполагают консолидацию возможностей и усилий мирового сообщества в целом. Механизм противодействия финансированию механизма включает в себя два уровня реализации мер, необходимых и достаточных для борьбы с рассматриваемым противоправным деянием: а) меры, реализуемые на международном уровне; б) меры, реализуемые государствами в пределах национальной юрисдикции.
Несмотря на тот факт, что система международно-правовых норм в области борьбы с финансированием терроризма не нова, но до настоящего момента ее нельзя назвать в полной мере совершенной и высокоэффективной. Одной из проблем, на наш взгляд, является несовершенство понятийного аппарата. В частности, обобщение доктринальных и национальных подходов к трактовке дефиниции «финансирование терроризма» позволяет с уверенностью сделать вывод об отсутствии единообразия в определении содержания данного термина. Считаем целесообразным предложить собственное видение универсального определения финансирования терроризма, понимая его, как процесс умышленного сбора или предоставления полностью или частично, непосредственно или косвенно денежных средств или иного имущества, включая права на такие средства и имущество, в целях их использования или при осознании того, что они будут использованы для совершения преступных посягательств, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или иных общественно опасных последствий с целью запугать государственных деятелей, группы лиц или население в целом, либо заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.
Финансирование терроризма признается самостоятельным видом международного преступления, особенностями которого являются: 1) связь с транснациональной организованной преступностью; 2) связь с незаконным оборотом наркотических средств или их частей, содержащих наркотические средства; 3) связь с отмыванием финансовых средств; 4) особый субъектный состав. Участниками отношений по противодействию финансированию терроризма выступают различного рода публично-правовые образования, уполномоченные на то органы власти и управления, международные и национальные финансовые учреждения. Названные особенности обусловили специфику международно-правовой основы в сфере противодействия финансированию терроризма, формирование которой происходило посредством сочетания мер уголовно-правового и финансово-превентивного характера.
Сложившаяся на международном уровне система мер по противодействию финансирования терроризма призвана обеспечить формирование соответствующих национальных режимов в каждом государстве. Однако, как показало проведенное исследование, сегодня существуют не только пробелы правовой регламентации вопросов противодействия финансированию терроризма (как на международном, так и внутригосударственном уровнях), но и имеются проблемы и правоприменительного характера, поскольку не всегда государства выполняют принятые на себя обязательства обязательства. Решению вышеуказанных проблем могли бы способствовать:
а) разработка правовых оснований и механизма привлечения к ответственности (с принятием реальных мер воздействия) государств, причастных к деятельности по финансированию терроризма (как непосредственно его финансирующих, так и создающих условия для использования своей финансовой системы в этих целях), а также государств, которые уклоняются от участия сотрудничать на международном уровне в сфере борьбы с терроризмом, в том числе с его финансированием;
б) взаимное признание национальных перечней физических лиц и организаций, причастных к финансированию терроризма. Решение подобной проблемы, по нашему мнению, возможно путем активизации процессов заключения двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании национальных перечней;
в) формирование на национальном уровне эффективного механизма реализации резолюций СБ ООН, касающихся замораживания активов физических лиц и организаций, причастных к финансированию терроризма.
Считаем также целесообразным разработать специальную резолюцию Совета Безопасности ООН, определяющую государства и территории, относящиеся к числу наиболее уязвимых для возможного использования в целях финансирования терроризма. Критерии определения таких государств и территорий возможно выработать во взаимодействии с ФАТФ. Учитывая положения таких резолюций Совета Безопасности ООН, государства на национальном уровне должны возложить соответствующие обязанности на финансовые учреждения, действующие на их территории, квалифицировать финансовые операции лиц и организаций, имеющих связь с государствами или территориями, уязвимыми для возможного использования в целях финансирования терроризма, в качестве подозрительных операций, направляя сообщения о них в подразделения финансовой разведки. В этой связи также требуется формирование правовой базы для получения сведений о подобного рода операциях подразделениями финансовой разведки. Представляется, что для этого может быть использован опыт ФАТФ по созданию списка стран, не сотрудничающих в борьбе с «отмыванием» денег;
Проведенный анализ международных договоров с участием Российской Федерации, направленных на борьбу с финансированием терроризма, и положений российского законодательства в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что в основном российское законодательство соответствует нормам международного права. Однако, считаем целесообразным обратить внимание на необходимость корректировки регламентации вопроса об уголовно-правовом преследовании за финансирование терроризма по следующим направлениям:
а) выделить финансирование терроризма в качестве самостоятельного состава преступления, дополнив УК РФ статьей 205.7);
б) рассмотреть возможность изменения структурного расположения статьи о финансировании терроризма, в частности, ее переноса из раздела IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» в раздел XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества». Подобное структурирование уголовно-правовых норм соответствует сделанным нами выводам относительно квалификации финансирования терроризма как международного преступления;
в) Российской Федерацией необходимо ратифицировать Европейскую конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений 1983 г. и привести в соответствие с международно-правовыми стандартами российское законодательство. Это позволит в полной мере сформировать правовые механизмы, призванные обеспечивать справедливое возмещение вреда жертвам насильственных преступлений и террористических актов.
Меры принятые Российской Федерации по повышению эффективности правового регулирования в области борьбы с финансированием терроризма, по нашему мнению, предполагает следующие изменения и дополнения в российское законодательство, направленные на:
создание правового механизма исключения из перечня лиц и организаций, причастных к террористической деятельности;
разработку правового механизма формирования российского перечня стран и территорий, эффективно сотрудничающих либо не участвующих в сотрудничестве в борьбе с финансированием терроризма;
разработку на основе исследований типологий финансирования терроризма рекомендаций для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций (сделок), которые могут быть потенциально связаны с финансированием терроризма.
В данных рекомендациях необходимо четко обозначить критерии отбора операций, которые могут быть отнесены к числу, связанных с финансированием терроризма. В частности, речь должна идти о введении критерия правомерности подозрений кредитной организации. Таковым необходимо признавать оформленное надлежащим образом мотивированное заключение должностного лица, к компетенции которого отнесено осуществление деятельности по противодействию финансированию терроризма. Подобное заключение должно быть результатом комплексного анализа информации, предоставленной потенциальным клиентом, и детально отражать проведенные ответственным должностным лицом мероприятия и сделанные в результате выводы, что позволит сформировать доказательственную базу и свести к минимуму возможные риски отмены принятого решения в результате его оспаривания в судебном порядке.
Существенную роль может сыграть использование опыта западных государств по подготовке квалифицированных кадров для осуществления деятельности по противодействию финансирования терроризма. В свете сказанного, особую актуальность и значимость приобретают вопросы усиления специальной подготовки кадров в ведомственных вузах, а также профессиональной переподготовки сотрудников компетентных органов. В этой связи полагаем возможным рассмотрение вопроса о введении специального курса «Актуальные проблемы противодействия финансированию терроризма и экстремизма», тематический план которого будет предусматривать вопрос об особенностях противодействия финансированию транснациональных структур.