Аннотация:Определение семантических различий является базовой функцией понимания речи. До настоящего времени основное внимание исследователей было направлено на изучение механизма семантических различий слов, принадлежащих к одной семантической категории. Однако это является частным случаем оперирования речью. Как известно, многие из знаков, которые человек использует в своей речи, соотносятся с разными понятиями, так как язык человека существенно более ограничен, чем окружающий мир. В русском языке практически все слова являются омонимичными, т.е. одному и тому же слову могут быть приписаны разные значения. Какое именно из них будет приписано, зависит от контекста, а также ситуации, в которой предъявляется слово. Возникает вопрос: каким образом происходит правильное понимание значения слова, которое может иметь различные значения в зависимости от целого ряда факторов, сопровождающих соответствующий речевой знак?
С точки зрения психофизиологии вопрос звучит так: каким же образом мозгу «уда-ется» определить верное значение слова? Каковы механизмы семантического различе-ния? Механизм такого выбора значения для многозначных слов можно рассматривать как процесс сравнения стимулов из разных категорий. Сходны ли принципы различения понятий внутри одной семантической группы и между понятиями, входящими в разные группы?
В данной работе изучается процесс различения значений слова в зависимости от контекста, предшествующего слову. В результате получено:
1. Первичная обработка слова происходит в префронтальной (лобной) коре на ранней латенции (порядка 100-200 мс от начала звучания слова).
2. Обнаружено, что активация в средней лобной извилине происходит несколько раньше, чем активация нижней лобной извилины, что с учетом специфики использованных экспериментальных условий, позволяет содержательно интерпретировать роль областей коры средней лобной извилины, как осуществляющих определение принадлежности слова к некоторой семантической категории, а областей коры нижней лобной извилины – как место, где происходит приписывание слову денотативного значения.
3. Базальные ганглии (бледный шар, хвостатое ядро) принимают непосредственное участие в процессе понимания слова, наблюдается совпадение их активности по-очередно с активностью средней и нижней лобных извилин, что не противоречит выдвинутым в предлагаемой структурно-функциональной схеме предположениям об их роли в настройке префронтальной коры для правильного определения перво-начально семантической категории слова (средняя лобная извилина), а затем для правильного его означения (нижняя лобная извилина).
4. Обнаружено, что височная кора активируется на более поздней латенции, т.е. уча-ствует на более поздних этапах понимания слова; это не противоречит пониманию ее функции как оперирование цельными речевыми образами и реализация вербальной памяти.