Организация, в которой проходила защита:
ФГБОУ ВО Псковский государственный университет
Год защиты:2022
Аннотация:Данная работа заняла 1 место в Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи» (приказ № 1 от 22.06.2022, АНО «Восток-Запад»); является лауреатом Международного конкурса ВКР по педагогике и психологии, проводимого 30.05.2022 г. по инициативе НОО «Профессиональная наука», г. Нижний Новгород.
Аннотация выпускной квалификационной работы
на тему «Краеведческие мини-музеи как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Настоящая работа (ВКР) посвящена решению проблемы развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством создания краеведческих мини-музеев, функционирующих в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы исследования определяется государственной политикой экологического развития России на период до 2030 г., согласно которой формирование экологической культуры является одной из важнейших задач, решение которой призвано обеспечить достижение стратегической цели страны в области экологического развития.
Внесенными в 2020 г. поправками в Конституцию РФ определено правовое поле, необходимое для создания условий развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры. В соответствии с общероссийским экологоориентированным курсом дошкольная ступень образования также содержит требования ФГОС ДО о формировании основ экологической культуры у дошкольников. Значимость развития экологической культуры у детей дошкольного возраста объясняется их возрастными особенностями: дети любознательны, отзывчивы, восприимчивы, искренне сочувствуют.
Решение обозначенной проблемы невозможно без осознания педагогами-воспитателями объективной потребности в знании и применении в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) определенных дидактических средств повышения результативности развития у старших дошкольников экологической культуры.
Анализ действующих подходов осуществления экологического образования старших дошкольников позволил в качестве одного из эффективных средств развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста определить мини-музеи, направленные на формирование экологических представлений дошкольников об окружающем мире, способствующие зарождению любви к природе, формированию бережного и заботливого к ней отношения, а также становлению основ эколого-целесообразное поведение в природе.
Практика создания педагогами дошкольного образования краеведческих мини-музеев на региональном уровне до настоящего времени не была предметом специального изучения, что обеспечило новизну данного исследования в самостоятельном поиске теоретико-экспериментальных обоснований новшества создания краеведческих мини-музеев на экологическом содержании родного края.
Новизной отличается и постановка проблемы исследования, которая звучит следующим образом: каковы педагогические особенности организации краеведческих мини-музеев, направленных на развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста?
Целью научной работы является решение поставленной проблемы.
Методами проведенного исследования выступили: теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы: анкетирование, педагогический эксперимент.
Структура ВКР определена основными проблемными блоками, первая глава работы посвящена раскрытию теоретической основы развития экологической культуры у старших дошкольников посредством организации краеведческих мини-музеев. Во второй главе анализируется собственный практический опыт становления у старших дошкольников компонентов экологической культуры посредством организации в образовательной деятельности ДОО эколого-краеведческих мини-музеев, разработанных с учетом совокупности специальных педагогических особенностей и представляющих несомненную практическую значимость исследования.
Основными результатами настоящего научного исследования (его теоретическая, практическая значимость) являются:
Теоретические результаты:
- теоретически обоснована сущность, определено содержание категории «краеведческий мини-музей», рассматриваемого в качестве средства развития экологической культуры старших дошкольников;
- выделены критерии, уровни развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; подобран диагностический инструментарий эколого-краеведческой направленности, используемый для выявления исходных и итоговых уровней развития экологической культуры.
- определены и содержательно описаны педагогические особенности создания краеведческого мини-музея в образовательной деятельности ДОО, а именно: интеграционный характер предметного содержания мини-музея; соблюдение в процессе организации и наполнения мини-музея эколого-краеведческим содержанием принципов дошкольного образования; осуществление взаимодействия взрослого (воспитателей или родителей) и ребенка.
Практические результаты:
- разработанные критерии, уровни оценки степени овладения старшими дошкольниками компонентами экологической культуры, а также соответствующий диагностический инструментарий апробированы при определении уровней развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
- созданы с учетом специальных педагогических особенностей на экологическом материале зоны смешанных лесов Псковской области четыре краеведческих мини-музея по следующим темам: «Лесные обитатели моего края», «Дикие животные лесов моего края», «Лесные этажи», «Цветы Псковских лесов», ориентированные на становление у старших дошкольников компонентов экологической культуры (см. Приложение 10 к ВКР);
- экспериментально доказана эффективность создания серии краеведческих мини-музеев, успешно функционирующих в образовательной деятельности старших дошкольников и способствующих повышению уровня развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Материалы настоящего исследования получили одобрение педагогической общественности. В доказательство сказанного к работе приложены документы, подтверждающие апробацию полученных научных результатов: а именно: участие во всероссийских/международных конкурсах (наличие дипломов призера, победителя); выступление на региональных научных конференциях с международным участием (наличие сертификата участника); наличие публикации, размещенной в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (см. список публикаций к ВКР).