Аннотация:Автором было проведено комплексное междисциплинарное исследование коллективных погребений скифского времени на Среднем Дону. В ходе работы было уделено внимание погребальному инвентарю, распространению определённых типов погребений, палеодемографии и травматизму индивидов из коллективных захоронений, а также традициям питания и миграционной картине внутри исследуемой группы людей. В ходе проделанной работы в рамках поставленных задач, удалось выявить некоторые новые, ранее не прослеженные закономерности. Так, стало известно, что несмотря на преобладающее количество одиночных погребений, доля коллективных достаточно высока. Были подобраны и реализованы методы, позволившие проследить традиции питания IV столетии до нашей эры почти все люди, захороненные в коллективных подкурганных захоронениях, являются местными уроженцами. Их диета характеризуется преимущественно как высокобелковая, с преобладанием просяного компонента. При этом, полученные в ходе анализа стабильных изотопов азота и углерода результаты свидетельствуют о совершенно неоднородной и несистемной традиции питания. Без результатов обширного палеогенетического исследования индивидов из коллективных погребений нельзя наверняка утверждать отсутствие родственных связей внутри каждого погребения или могильника, однако косвенно об этом свидетельствует неоднородная культура питания, так что исключать такой возможности нельзя. Наконец, степень достоверности, с которой мы можем проследить расположение погребённых, не позволяет делать выводов о единовременном или разновременном помещении в склеп захороненных представителей изучаемой группы. При этом не вызывает сомнений воинский характер погребений.
Исходя из вышеперечисленного, можно сформулировать и предложить две гипотезы о природе таких захоронений. Согласно первой, коллективные погребения скифского времени на Среднем Дону как феномен демонстрируют связи военно-социального характера, отражённые в боевом травматизме и погребальном обряде. Вероятно, в IV веке до н.э. люди местного происхождения, имеющие различную культуру питания и связанные в первую очередь воинской природой социальной активности, помещались в одно коллективное погребение. Их объединяла в первую очередь принадлежность к скифской воинской элите, которая сохранялась как активная социальная страта, о чём свидетельствуют боевые травмы.