Аннотация:Актуальность исследования обусловлена необходимостью обращения к наследию выдающихся русских мыслителей прошлого в контексте выработки социально-политического идеала как видения развития общества и государства в будущем, наличие которого поможет систематизировать, скорректировать проводимую политику и обозначить горизонты планирования. Одним из таких мыслителей, обращавшихся в своем творчестве в проблеме поиска общественного идеала для России был Николай Александрович Бердяев (1874-1948).
Источниками работы послужили книги и статьи Бердяева («Новое религиозное сознание и общественность», «Философская истина или интеллигентская правда», «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Новое Средневековье: размышление о судьбе России и Европы», «Из этюдов о Я. Беме. Этюд I. Учение об Ungrund», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники)», «Самопознание» и «Царство Духа и царство кесаря» и др.). Объектом исследования является социально-политическое наследие Бердяева. Предметом — его идеал будущего общества. Цель работы — охарактеризовать идеал будущего общества в социально-политическом творчестве Бердяева. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: рассмотреть общественно-исторические условия формирования взглядов Бердяева; выявить философские основания социально-политического идеала Бердяева; раскрыть принципы и характерные черты будущего общества в творчестве Бердяева; дать анализ представлений Бердяева о путях достижения будущего общества. В результате были обоснованы следующие положения и выводы: 1. к социально-историческими условиям, оказавшим влияние на формирование мировоззрения Бердяева, можно отнести кризис русской интеллигенции на рубеже XIX-XX вв., рост империализма в Европе, революцию 1917 г. в России, Первую мировую войну, Вторую мировую и Великую Отечественную войны, а также активный технический рост в первой половине XX в., повлиявший практически на все стороны общественной жизни; 2. в качестве философских оснований социально-политического идеала Бердяева можно выделить его концепцию свободы, опирающуюся на идеи христианского мистика Я. Бёме, а также разработанные Бердяевым концепции двойственной природы человека, творчества и неравенства; 3. основными принципами бердяевского идеала будущего общества выступают преобладание духовного над материальным, высшая ценность человека и сохранение его свободы в духовном единстве с другими; характерными чертами идеального общества — сохранение неравенства, свободное сосуществование людей, освобождение от угнетения личности государством, баланс между инициативой личности и государственным регулированием, закреплённость в правовых документах незыблемых прав и свобод личности, определение духовной сферой особенностей организации остальных сфер жизни общества; предпочтительной формой правления — власть «одухотворённой аристократии»; осуществление такого идеала должно приблизить человечество к наступлению Царства Божьего, как абсолютного идеала, для которого характерны отсутствие государства, победа над временем и пространством и духовное единство людей; 4. основным путём достижения будущего общества Бердяев считает революцию духовную и моральную, свершающуюся сначала в одном человеке, а затем во всём обществе, в результате которой человек станет высшей ценностью. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по два параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы.