Аннотация:«Кризис доверия» в различных сферах общественной жизни – явление современного общества. Причиной данного кризиса являются радикальные социальные преобразования, порождающие социальную нестабильность, которая сопровождается разрушением устоявшихся норм и ценностей.
Польский социолог Петр Штопка, отмечает, что «в сегодняшнем дифференцированном, ненадежном и глобализированном мире доверие становится делом первостепенного и ключевого значения» , аргументируя это тем, что в условиях возрастающего количества угроз происходит рост потребности в сотрудничестве, большинство аспектов современного социального мира становятся непрозрачными не только для обыденного сознания, но и для экспертного, возрастает вероятность вариативности социального взаимодействия, следовательно, возникает непредсказуемость поведения человека, которая выступает одной из форм риска.
Проблема доверия особенно актуальна в сфере здравоохранения, ведь «медицинские взаимодействия и медицинская сфера в целом представляют сферу риска, неопределенности и дисбаланса в отношениях между медицинскими экспертами и зависимыми от них пациентами».
Современный человек живет в условиях «глобального бремени болезней», и перед обществом остро стоят проблемы здоровья. В цивилизованном мире здоровье человека рассматривается как общественный или национальный капитал, основная ценность общества, показатель его социального благополучия, важнейшая составляющая устойчивого развития страны. Потерянное здоровье, высокая смертность трудоспособного населения серьезно влияют на показатели, характеризующие экономическое и социальное развитие общества.
По данным ВОЗ, состояние здоровья населения лишь на 20% зависит от физиологических, генетических и индивидуальных особенностей организма человека, а на 80% от поведенческих стратегий, связанных с охраной своего здоровья, в том числе и от медицинской активности населения, которая включает в себя своевременное обращение к врачу при плохом самочувствии, регулярное прохождение диспансеризации, ведение ЗОЖ.
Медицинское обслуживание – важный фактор обеспечения здоровья населения. Но, не смотря на проводимые в системе здравоохранения реформы, направленные на повышение качества и доступности медицинских услуг, вектор медицинской активности россиян сегодня остается ориентированным в сторону самолечения, а не профессиональной помощи специалистов. Контакт с профессиональной медициной, как правило, происходит только по поводу определенных симптомов: часть явлений люди расценивают как «несущественные», или как «ненастоящую болезнь», часть – сознательно или несознательно игнорируют. Результатом подобных практик, на фоне общего роста заболеваемости населения (темп прироста заболеваемости с 2003 по 2013 гг. в целом по Российской Федерации составил 15,0%), являются осложнения и переход заболеваний в хроническую форму, инвалидизация, летальный исход.
По данным Фонда «Общественное мнение» почти половина россиян (48,0%) оценивают свое здоровье как среднее (довольно часто болеют и чувствуют себя нездоровыми), однако лишь 44,0% россиян обращаются к врачу при плохом самочувствии, а 46,0% населения предпочитают лечиться самостоятельно. Но, стоит отметить тот факт, что половина респондентов (50,0%) из тех, кто обращается к врачу, выбирает врача по советам и рекомендациям друзей и знакомых. Данный факт свидетельствует о том, что доверие является формой социального капитала, который в определенной степени дает гарантию благоприятного исхода взаимодействия с медицинским специалистом. В ситуации отсутствия личного опыта взаимодействия с врачом, индивид опирается на знания, опыт своего социального окружения с целью минимизировать возможные негативные последствия.