Аннотация:Для выполнения цели данной магистерской диссертации: исследовать представления студентов МГУ им. М.В. Ломоносова о блогере и определить степень их соответствия модальной личности современной российской молодежи. Был проведен анализ научной литературы, который позволил концептуализировать основные понятия работы, изучить особенности блогинга и динамику развития этого феномена. Сформулировать рабочие определения и организовать два исследования в рамках эмпирической части работы. Итогом анализа которых стало подтверждение гипотезы выпускной квалификационной работы. А именно, подтвердилось предположение о том, что в представлениях студентов МГУ им. М.В.Ломоносова наличие блогерских навыков является актуальным и привлекательным способом адаптации личности к информационной среде.
В рамках поставленных задач были получены следующие результаты:
1. Изучена история развития термина «блогер» на Западе и в рамках Российской действительности. Были выявлены прецеденты, связанные с блогерами, которые в значительной мере повлияли на восприятие современных блогеров. Проанализированы типологии блогерства, которые в силу изучаемого аспекта, были составлены не только учеными теоретиками, но и представителями таких профессий, как SMM-менеджеры и директора рекламных агентств.
2. Произведена концептуализация понятия «блогосфера». Данный термин неразрывно связан с концепциями сетевого общества, над которыми работали классики социологии М. Кастельс, Б. Веллмен, Стюарт Холл, ван Дейк и другие. Исследователи прогнозировали развитие площадки, в рамках которой информация станет основным товаром. Также в этих теориях встречаются предсказания о том, что сетевое устройство породит рост количества работников, непривязанных к конкретному рабочему месту и времени работы. В ходе решения данной задачи были выявлены популярные среди исследовательских групп, объекты изучения блогосферы. Такими являются: безопасность в социальных сетях, влияние социальных сетей на политические процессы, психику пользователей и лингвистические особенности блогосферы. Также были проанализированы трудности, с которым сталкиваются современные ученые, при исследовании блогосферы. Например, отсутствие общепринятой, методологии для исследования блогосферы. В настоящий момент большинство методов имеют описательный характер. Отсутствие единой трактовки основных понятий, являющихся ключными в блогосфере и дорогостоящая материально-технической база подобных исследований.
3. Также был проанализирован такой феномен, как троллинг. Рассмотрены существующие типологии троллинга, возможные причины его появления и способы изучения. Основным выводом является то, что современные ученые еще не сформулировали непротиворечивого определения троллинга. Кроме того, исследователям еще предстоит осмыслить являются ли социальные сети причиной троллинга или пользователи переносят агрессию из офлайн в онлайн. Однако очевидным является факт того, что интернет-агрессия неотъемлемой частью Рунета.
4. Проведен сравнительный анализ теорий модальной, базовой личности и теорий социального характера. Теоретиками-представителями данного направления являются антропологи А. Э. Кардинер, разработавший концепцию «базовой личности», Р.Линтон и Кора Дюбуа, заслугой которой считается развитие описательной, слишком теоретизированной концепции базовой личности до более эмпирически приемлемой теории «модальной личности». Теорию социального характера развивали Р. Бенедикт, Э.Фромм М. Мид, Д. Рисман, Р. Мертон, А.Инкельс. Вышеперечисленные теории стали основой концептуальной модели исследования. Которая заключалась в том, чтобы выявить самую частотную форму адаптации студентов в рамках социальной сети. А также послужили основой для формулирования рабочих определений основных понятий исследования:
Блогер — инфлюенсер, обладающий навыками создания и продвижения популярного блога и получающий прибыль за его ведение
Социальный характер — способ адаптации к наличествующим социальным обстоятельствам.
Модальная личность — это доминирующий в данной группе «социальный характер».
Были проведены авторского исследования представлений о студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, о блогере. Исследование проходило в два этапа: интернет-опрос и фокус-группа. Результатом эмпирической части работы стало подтверждение гипотезы-основания. Выявлено частотное стремление студентов перенимать/копировать блогерские навыки, вызванное потребностью держаться в рамках заданной в сети нормы поведения и осознания необходимости овладения блогерских навыков.
Также, было составлено описание личности блогера, которое отражает представление студентов о современном блогере. Блогер — это человек, инфлюенсер, который освещает определенную тематику, посредством социальной сети. Он стремится сделать контент интересным аудитории и визуально качественным. Имеет огромную аудиторию и высокую активность пользователей в рамках своей социальной сети. Воспринимается аудиторией как эксперт в той области, которую он освещает. Зачастую над его контентом, работает большая команда профессионалов. Несмотря на это информация блогера крайне субъективна, а форма ее подачи интегрирована с раскрытием личной жизни автора. Команда также обеспечивает популяризацию личного бренда блогера. Современный блогер идентифицирует себя как члена социальной группы «блогеры» и получает прибыль за свою деятельность. Несет в первую очередь моральную ответственность за выпускаемый информационный продукт. Является законодателем воспринимаемых как норма, поведенческих практик, в рамках социальной сети.
5. Опираясь на теоретические данные и результаты эмпирических исследований, была выявлена и проанализирована динамика развития блогера. Результатом которой, можно считать выявление в восприятиях студентов отдельной социальной группы: блогеры-профессионалы. В ходе исследования были выявлены критерии отличия блогеров-профессионалов: наличие заработка, самоидентификация себя как профессионального блогера, наличие необходимых навыков, отдача блогингу большей части своего времени, высокие материальные и моральные вложения, наличие ответственности за производимый контент, высокий уровень трудоемкости процесса создания информационных продуктов.
В процессе исследования было обнаружено расхождение в трактовке блогера, которая встречалась в литературе и тех описаний блогера, которые давали студенты. В теоретических источниках блогер представлен в первую очередь, как владелец личного интернет-дневника. Его главным мотивом ведения блога, является развлечение и желание поделиться своими мыслями с широкой аудиторией пользователей. В реальном представлении студентов, блогер — это профессия. Трудоемкая, требующая определенных навыков, высоко-оплачиваемая, но имеющая ряд особенностей. Таких, как ориентация на аудиторию, высокий уровень субъективности излагаемой автором информации, социальная непризнанность блогерства в качестве профессии.
В ходе анализа полученных данных эмпирической части исследования, было выявлено противоречие в утверждениях студентов, которое указывает на раскол сознания современных студентов. Что, возможно, является поводом для анализа перспектив и рисков молодого поколения. А при необходимости для выработки механизмов сохранности социума как системы и формирования или подержания, у молодого поколения, способности к формированию жизненной позиции.