Аннотация:Данная магистерская диссертация посвящена изучению фрилансера как социального деятеля эпохи новых медиа. В ходе проведенного социологического исследования частично подтвердилась выдвинутая гипотеза – основания «Чем больше студенты МГУ им. М.В. Ломоносова включены в новые медиа, тем выше их активность в качестве фрилансеров».
Первоначальной задачей данной работы стало изучение и типологизация основных зарубежных и отечественных подходов к пониманию новых медиа. На основании концепций информационного сетевого общества, а также на междисциплинарных теориях (журналистике, футурологии, экономики, философии) было дано определение этому феномену. В широком смысле под новыми медиа следует понимать, основанные на цифровых интернет технологиях, средства передачи информации, которые создают виртуальную картину окружающей действительности, где каждый пользователь имеет ту или иную степень контроля над контентом. В узком смысле новые медиа – это мультимедийные платформы, где каждый индивид имеет возможность создавать определенный тип контента, выражая тем самым свой внутренний потенциал. Отличительными характеристиками новых медиа являются: детерминированность интернет технологиями, цифровой код, интерактивность, интеграция, сверхсильная модификация, виртуализация и децентрализация.
Еще одной задачей стало выявление преимуществ и недостатков фриланса. Под данным явлением в рамках работы понимается – вид институционально-неформализованной трудовой деятельности, которая характеризуется автономией в выборе заказчиков, проектов, рабочего места, рабочего времени, ориентированностью на краткосрочные проекты, определенным уровнем квалификации и репутации, лоскутным типом развития карьеры. Среди преимуществ данного вида деятельности были выявлены возможность работы абсолютно из любого места, свободное планирование графика, автономия в выборе заказчиков, проектов, свобода выбора содержания выполняемой работы, возможность самовыражения, высокий уровень мобильности, лоскутный тип построения карьеры (сочетание вертикальной и горизонтальной мобильности). Недостатками фриланса прежде всего являются отсутствие социальных гарантий, юридического договора, высокие риски обмана как со стороны заказчика, так и со стороны работника, необходимость самоорганизации и планирования графика работы, нестабильность денежных доходов.
В эпоху новых медиа фриланс получил распространение в таких явлениях, как биржи удаленной работы, узкопрофильные сайты по конкретному виду деятельности, онлайн-платформы управления талантами, маркетплейсы фрилансеров, убер-платформы и социальные сети, служащие основой для продвижения трудовой деятельности. Таким образом фрилансер эпохи новых медиа – это самостоятельно-занятый независимый профессионал, работающий вне штата организации, ориентированный на самореализацию и внутренний рост, и осуществляющий трудовую деятельность удаленно при помощи цифровых технологий.
Реализация поставленной цели данной работы стала возможной благодаря социологическому подходу, основанному на комплексе общенаучных методов сбора первичной информации (интернет опросе и полуструктурированном интервью).
Количественная методика исследования позволила прийти к выводу о влиянии включенности новых медиа на активность фрилансеров. При помощи рассчитанных статистических показателей была выявлена слабовыраженная прямая связь между данными переменными. В ходе работы были вычислены следующие индексы для углубленного изучения фрилансеров: индекс разнообразия деятельности в интернете (D), индекс интенсивности использования цифровых устройств (I), индекс частоты работы (S), индекс размера дохода (T). Было выявлено, что деятельность большинства студентов МГУ им. М.В. Ломоносова в интернете можно охарактеризовать как умеренную (68,9 %), т.е. они совершают от 5 до 9 различных операций в сутки. Чаще всего это просмотр видеоконтента (14,8 %), активность в социальных сетях (14,7 %), прослушивание аудиоконтента (11,5 %), покупка товаров через интернет (11,4 %), обучение (дистанционные курсы, онлайн-тренинги, вебинары, мастер-классы; 10,8 %), поиск новостей локального или глобального характера (10,6 %). Индекс использования цифровых устройств показал, что большинство студентов являются постоянными пользователями (77,4 %), преимущественными для работы являются смартфон и ноутбук.
Фрилансеры заняты в различных сферах деятельности, у юношей являются консультирование (12,3 %), программирование (11,1 %), создание аудио/видео (11,1 %). Девушки же заняты в таких областях как создание текстов/копирайт/рерайтинг (18 %), переводы (11,5 %) и исследования (10,7 %). Сравнительный анализ показал, что сферы занятости студентов-фрилансеров совпадают с всей совокупностью фрилансеров в целом (Был осуществлен сравнительный анализ данных с исследованием НИУ ВШЭ «Перепись фрилансеров»). Это позволяет сделать предположение о том, что сейчас данные сферы являются достаточно популярными как у взрослого населения, так и у молодежи, потому что прежде всего в них сосредоточены те специализации, которые появились в связи с развитием технологий новых медиа.
Преимущественно студенты фрилансеры работают 2-3 дня в неделю (43,9 %), в среднем около 4 часов в сутки. Каждый третий студент получает заказы через социальные сети (29,5 %). Самые привлекательные сети для фриланса – это Vkontakte (25,8 %) и Instagram (22,7 %), третье место для общения с заказчиками занимает WhatsApp (15,7 %). Больше всего преимуществ в работе фрилансером видят студенты, обучающиеся на магистратуре (41 %), а недостатков аспиранты (34,6 %). Карьерные траектории студентов также различаются по полу. Юноши хотят заняться развитием собственного бизнеса, а каждая третья девушка планирует совмещать работу фрилансером и работу в штате организации. 2/3 опрошенных считают, что новые медиа являются тем средством, которое облегчает деятельность фрилансеров.
Качественная методика позволила раскрыть те смыслы, которые действующий субъект вкладывает в своё поведение и объяснить причины выбора карьеры фрилансера, самоорганизацию рабочего времени, карьерные планы, способы взаимодействия с заказчиком, отношение к фрилансу в нашей стране. На основании двух категорий (соотношение специальности и сферы деятельности в качестве фрилансера и отношение к фрилансу как к виду деятельности) была выдела типология студентов - фрилансеров: «селф-стартеры», «специалисты», «контракторы», «совместители». Это послужило основой для проведения кластерного анализа, который позволил найти объём данных групп среди опрошенных студентов фрилансеров. У нас получились следующие данные: «специалисты» стали самой многочисленной группой 39,2%, около трети опрошенных составили «совместители» (30,9 %), 18,7% респондентов являются «контракторами», и самой малочисленной группой стали «селф-стартеры» (11,2 %).
Выделенные группы по-разному относятся к карьерным планам на будущее. «Селф-стартеры» планируют в ближайшие 5 лет открыть собственное дело, «специалисты» используют фриланс для получения практических навыков и развития, и в будущем надеются совмещать фриланс и официальное трудоустройство. «Контракторы» считают, что специальность, на которой они обучаются в университете, не будет востребована, и они думают работать исключительно в качестве фрилансеров. «Совместители» используют фриланс для заработка, и их желание – это работа в штате организации.
Нам удалось выявить еще одну закономерность. Каждый 12 студент МГУ им. М.В. Ломоносова разочаровался в той специальности, на которую обучается. Эти данные говорят о том, что в некоторых случаях образование не отвечает запросам общества, в котором мы живем. Принимая во внимание, что МГУ им. Ломоносова один из лучших университетов в нашей стране, стоит отметить негативную тенденцию в обществе, которую нужно изучить более подробно и в динамике.
Также в данном исследовании было изучено то, как люди относятся к фрилансу в нашей стране. Почти все респонденты отмечают то, что на восприятие в нашей стране фриланса влияют несколько факторов: отставание России от многих других стран в технологическом плане (преимущественно от США), влияние менталитета, страх перед новым как отпечаток от СССР, ценность материальных объектов, т.е. видимых и ощутимых вещей, привычка приходить в офис, машина, социальный пакет, ценность общения во время организации трудового процесса, не понимание старшим поколением возможностей новых технологий, желание оставаться в зоне комфорта, стабильность. Респонденты думают, что фриланс – это будущее, это та форма трудовой занятости, которая заменит офисный труд в ближайшие 10-20 лет.
Результаты эмпирического анализа позволили выдвинуть ряд рекомендаций по регулированию положения фрилансеров как социально-профессиональной группы.
• Создание на базе университетов курсов для подготовки специалистов-фрилансеров в специализациях, связанных с цифровым сектором экономики, обучение на которых будет доступно как в онлайн, так и в офлайн форматах.
• Законодательное урегулирование трудовой деятельности фрилансеров для снижения рисков в процессе взаимодействия с заказчиком.
• Создание специальных государственных программ, которые позволят получить определенную поддержку в виде социального пакета услуг, пенсионных накоплений, льгот.
• Выделение грантов особо-перспективным фрилансерам на развитие собственных бизнес-проектов в сфере цифровых технологий.
• Внедрение новых цифровых разработок в осуществление управленческих процессов в организациях.
• Материальная поддержка фрилансеров, имеющих желание обучаться за рубежом.