Аннотация:Предметом исследования были представления о социологии в массовом сознании современного российского общества. В рамках работы были выполнены все задачи исследования, в первой главе были определены и проанализированы различные подходы к пониманию предмета социологии и роли социологии в обществе. Было сформулированно применимое к данной работе определение предмета социологии. За основу было взято определение, данное Ж.Т. Тощенко и дополнено опрелениями Г.В. Осипова и В.А. Ядова.
Для определения представлений о социологии современного российского общество было решено разделить его на три группы общественности с разной степенью включенности в социологию: академическую элиту, людей, которые учатся на социологов и тех, кто никогда не имел профессионального интереса к социологии. Методы выявления их мнений о предмете, роли были использованы следующие: был проведен контент-анализ содержания статей журнала «Социологические исследования» за 2008-2018 года для определения мнений ученых-профессионалов в сфере социологии и были проведены две фокус-группы среди студентов обучающихся по программе подготовки «социология» и тех студентов, в учебные программы которых не включена социология.
Выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения в ходе эмпирического исследования: общее представление о предмете и роли социологии имеет схожее направление среди всех групп. Можно сказать, что у группы общественности, которая не имеет специального социологического образования, представления более просты, односложны. Но мы не можем сделать вывод, что они в корне отличаются от представлений о социологии в академических кругах. Смысл социологии как науки не был извращен в массовом сознании.