Аннотация:В данной работе было рассмотрено понятие «жизненная стратегия» с позиции трех дисциплинарных подходов: философского, психологического и социологического. Каждый из этих подходов отличается внутренней разносторонностью и вариативностью. В социологической традиции сложилось несколько пониманий жизненных стратегий. Так, некоторые ученые рассматривают ее в контексте идентичности личности, другие изучают отдельные стороны жизненных стратегий (образовательную, карьерную, семейную), третьи – изучают жизненную стратегию как систему, в основе которой лежат ценности.
В исследовании мы придерживались системного подхода к понимаю жизненной стратегии, в рамках которого опирались на теории Т.Е. Резник и Ю.М. Резника, Н.И. Легостаевой, Е.Н. Шаровой и Е.В. Недосеки. Придерживаясь данной позиции, мы сформулировали авторское определение:
Жизненная стратегия – это направленная на достижение поставленных целей с помощью сознательно выбранных средств система устойчивых форм мышления и поведения, в основу которой положены ценности личности.
Далее нами были выявлены те факторы, которые влияют на формирование жизненных стратегий нашего эмпирического объекта – московских студентов. Классифицировав эти факторы, мы разделили их на три группы: макро-, мезо- и микрофакторы. К первым мы отнесли глобализацию, рискогенность повседневной жизни, реалии общества потребления и медиатизацию, так как эти факторы задают социальный контекст жизнедеятельности московских студентов. Ко вторым мы отнесли такие характеристики, как входит пол, возраст, родительская семья, семейное положение, уровень и направление подготовки, вторичная занятость и этнокультурный фактор. Данные характеристики являются критериями для отнесения московского студента к тем или иным сообществам и социальным группам. Наконец, к микрофакторам мы отнесли личные особенности характера студента, которые не рассматривали подробно в рамках данной работы, так как их изучение связано с использованием психологических методик.
На основании нашего подхода к пониманию жизненных стратегий и факторов, влияющих на ее формировании, мы построили концептуальную модель исследования, суть которой заключается в том, что перечисленные выше факторы влияют на ценности московского студента, которые в свою очередь определяют выбор той или иной жизненной стратегии.
Основным методом нашего эмпирического исследования был выбран метод полуформализованных глубинных интервью, а вспомогательным – анализ вторичных данных.
Гайд, подготовленный для проведения полуформализованных глубинных интервью, был составлен в соответствии с логикой нашей концептуальной модели. Первый блок содержит вопросы, направленные на выяснение общей информации о московском студенте, второй затрагивает вопросы выбора стратегии модерна и постмодерна (на основе теории З. Баумана), третий направлен на изучение ценностей студента и четвертый – на выяснение факторов, повлиявших на эти ценности (см. Приложение 1).
Выборка строилась, учитывая 3 критерия: пол, возраст и направление подготовки в соответствии с общероссийской выборкой студентов. В результате для участия в исследовании были приглашены 30 московских студентов (см. Приложение 2).
Первым выводом нашего исследования стало понимание того, что большинство московских студентов не придерживаются строго стратегии модерна или стратегии постмодерна. Оказалось, что они предпочитают выбирать смешанную стратегию, которая включает в себя некоторый синтез двух полярных стратегий. Так, студенты предпочитают сочетать ценности модерна и постмодерна. Такая ситуация может вытекать из характеристики российского общества как промежуточного, находящегося между двумя идеальными типами «эпоха модерна» и «эпоха постмодерна». Кроме того, важно подчеркнуть особенность нашего эмпирического объекта, характеризующегося не до конца сформированным молодежным сознанием.
Гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что мезофакторы влияют на формирование ценностей модерна, а макрофакторы направлены на обретение ценностей постмодерна, подтвердилась частично. В результате исследования выяснилось, что факторы принадлежности к определенному сообществу в большинстве случаев направлены на формирование таких ценностей, как обретение истины, ответственность, верность и продолжение рода, тогда как общий социальный контекст влияет на выбор ценностей индивидуального выбора, удовольствия, толерантности к другим взглядам и приятной жизни. Однако в некоторых случаях данная закономерность отсутствует. Объяснением такого положения может служить тот факт, что макро- и мезофакторы влияют друг на друга. Так, с одной стороны, на сообщества влияют макрофакторов как наиболее общие условия, в которые погружены люди, с другой стороны, социальный контекст меняется из-за мезофакторов.