Аннотация:Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ КОМПАНИИ
1.1 Понятие и сущность первичного размещения
1.2 Виды первичных размещений
1.3 Цели и задачи первичного размещения ценных бумаг
ГЛАВА II: ПЕРВИЧНОЕ ПУБЛИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ПЕРВИЧНЫХ РАЗМЕЩЕНИЙ
2.1 Понятие, цели и задачи первичного публичного размещения акций
2.2 Сравнение первичного публичного размещения с другими способами привлечения инвестиций
2.3 Общая характеристика мирового рынка публичных размещений
2.3.1 Опыт проведения первичных публичных размещений на американском рынке
2.3.2 Проведение публичных размещений на европейском рынке
2.3.3Проведение публичных размещений на рынках развивающихся стран
ГЛАВА III: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОГО РЫНКА В РОССИИ. АНАЛИЗ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ БАНКА ВТБ (ВНЕШТОРГБАНК)
3.1 Особенности первичного размещения российских компаний
3.2 Анализ рынка первичных публичных размещений за 2012 год
3.3 Первичное публичное размещение ВТБ
3.4 Оценка перспектив развития рынка первичного рынка в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рано или поздно любая компания сталкивается с проблемой нехватки собственных средств для своего дальнейшего развития. В таких случаях на помощь приходят внешние источники финансирования. Первичное размещение является относительно новым инструментом привлечения средств для отечественных компаний, что объясняется историческим выбором российского финансового рынка - развитие банковского кредитования. В результате компании в большей степени привыкли работать на долговом рынке, как правило, имея дело с кредитами и векселями. Поэтому рассматривают фондовый рынок всего лишь как дополнительный источник привлечения капитала.
С развитием процессов глобализации и повышением мобильности капитала, в России все более актуальным для компаний становится выход на фондовый рынок. Считается, что это связано с его огромным потенциалом, способностью удовлетворить даже самые амбициозные потребности компаний. Кроме того, это дает возможность раскрыть весь имеющийся потенциал компании при достижении высокого уровня своего развития. Одним из источников финансовых ресурсов, привлекаемых для развития компании, является размещение ценных бумаг. Этот инструмент может быть привлекателен для компании, так как позволяет:
-варьировать сроки привлечения необходимых денежных средств (без ограничения срока при эмиссии акций) и выбирать приемлемый срок (при эмиссии облигаций);
-устанавливать приемлемую плату за привлекаемые денежные ресурсы, комбинируя имущественные права, закладываемые в ценные бумаги;
-увеличивать объем привлекаемых средств по сравнению с кредитом, который может выдать отдельный банк, за счет предложения выпускаемых ценных бумаг потенциально неограниченному кругу покупателей.
В настоящее время в России размещение ценных бумаг акционерного общества с целью привлечения денежных средств необходима в связи с существующей экономической ситуацией, нехваткой собственных средств, почти полным отсутствием централизованного инвестирования, относительной дороговизной банковских кредитов. Наиболее остро проблема привлечения денежных средств стоит перед акционерным обществом при учреждении, реорганизации или преобразовании. В этом случае размещение используют для формирования уставного капитала. Привлечение денежных средств как цель размещения находит свое проявление также при осуществлении инвестиционной деятельности акционерного общества или расширении его производственно - хозяйственной деятельности.
В первое десятилетие ХХI века мировой рынок первичных размещений достиг максимальных объемов за историю существования, а размещения стали играть еще более важную роль в инвестиционном процессе, сформировались определенные тенденции в развитии рынка. В связи с этим необходимо проанализировать основные тенденции развития рынка первичных размещений и определить направления его развития на среднесрочную перспективу. На сегодняшний день большее количество размещений российских компаний происходит на западных площадках, в частности, лидером по объему размещений российских эмитентов является Лондонская биржа. Рост объема первичных размещений за рубежом приводит к тому, что российские биржи и внутренние инвесторы недополучают большую часть прибыли, а экономика страны ежегодно теряет десятки миллионов долларов. Кроме того, при размещении компаний вне страны снижаются возможности развития вторичного рынка, а, следовательно, притока капитала и появления новых инструментов. В таких условиях рынок существовать не может – он рано или поздно зачахнет. Наличие развитого вторичного рынка – единственная возможность защиты интересов инвесторов, вовлечения широких слоев населения и институциональных инвесторов в отечественный рынок. В связи с этим, актуальным стало изучение зарубежных размещений российских компаний, организации выхода на них на примере международных площадок для первичных размещений.
В условиях усиления глобальной конкуренции за капитал вопрос сравнительной доходности размещаемых акций имеет большое значение. Российские размещения исторически показывали меньшую доходность в сравнении с размещениями зарубежных компаний как развитых, так и развивающихся рынков, что негативно сказывается на восприятии иностранными инвесторами российского рынка и потенциальных эмитентов из России. Это определяет необходимость исследования фундаментальных факторов, оказывающих влияние на ценообразование при первичных публичных размещениях акций российских компаний. В то же время возможности и потенциал публичного рынка последних лет позволяют с уверенностью говорить о его динамичном развитии в России. Новизна, и недостаточная проработанность ряда вопросов, связанных с первичным размещением в России, обусловили потребность и актуальность исследования этого вида привлечения финансовых ресурсов. Необходимость рассмотрения видов первичного размещения ценных бумаг в России и за рубежом предопределили выбор темы, цель, задачи, структуру и содержание данной дипломной работы.
Объектом исследования выступают различные формы первичных размещений ценных бумаг. Предметом исследования является организация первичных публичных размещений акций российских компаний, размещение акций ВТБ банком.
Цель данной работы – провести анализ существующей международной и отечественной практики первичного размещения ценных бумаг, привести теоретическое обоснование проблем развития и перспектив рынка первичных размещений в России.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть экономическую сущность первичного размещения ценных бумаг, охарактеризовать различные виды размещений.
2. Выявить сущности и механизма реализации первичного публичного размещения ценных бумаг.
3. Охарактеризовать основные тенденции мирового рынка IPO.
4. Рассмотреть ключевые тенденции и особенности российского рынка первичных публичных размещений.
5. Охарактеризовать первичное размещение банка ВТБ, рассмотреть феномены недооценки и низкой долгосрочной доходности, характерных для публичных размещений, особенно для «народных» размещений госкомпаний.
При написании данной работы используются методы анализа литературы, законодательной базы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практик.
Проблемы экономического значения и правил проведения первичного размещения в той или иной степени затрагиваются и освещаются в большом числе научных трудов и учебных изданий, посвященных финансовой проблематике. Отечественные исследователи в основном рассматривают эти проблемы в плане общетеоретического анализа формирования и развития национальных и мировых финансовых рынков, как один из элементов рынка ценных бумаг, как важный элемент в финансовом менеджменте компаний и т.п. В такой трактовке вопросы первичного размещения ценных бумаг представлены в трудах Т.Б.Бердниковой, А.Н. Буренина, В.А. Галанова и др.
В работах зарубежных исследователей вопросы размещения ценных бумаг рассматриваются в контексте теории рынка ценных бумаг, финансового менеджмента, стоимости компаний и других аспектов теории финансов. При этом одной из наиболее актуальных проблем выступает разработка обоснования оценки компании перед проведением размещения, выбора подходящего момента и назначение цены акций и другие вопросы, которые в большей степени относятся к процедурам проведения первичного размещения, чем к его особенностям, обусловленным конкретными условиями экономического развития той или иной страны. Информационную базу
исследования также составили исторические статистические данные международных информационных агентств Bloomberg и Thomson Reuters, официальные сайты организаторов торговли, российских и зарубежных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг, сайты компаний-эмитентов и проспекты ценных бумаг. Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что в данной работе разработаны рекомендации, которые могут быть полезными для компаний, рассматривающих первичное размещение ценных бумаг как возможный способ привлечения инвестиций.
Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.