Аннотация:Работа Е.А. Лобко посвящена проблеме, которая в условиях дистанционного обучения превратилась в катастрофическую – проблеме освоения стереометрии. Этот раздел математики в старших классах средней школы и так не слишком хорошо осваивался учащимися, о чем говорят весьма печальные результаты ЕГЭ (хотя следует подчеркнуть, что ЕГЭ же в этом и виноват, поскольку из-за него в старшей школе весь 11 класс, в котором стереометрия и изучается, посвящен «тренировке к ЕГЭ», а отнюдь не освоению новых знаний и дисциплин). Основной фактор, влияющий на эту проблему – это неразвитость пространственного мышления школьников как следствие полной непродуманности геометрической компоненты школьной программы. Сначала, в младшей школе, дети знакомятся с геометрическими фигурами, потом, в 5-6 классе, когда они должны были бы осваивать различные действия с этими фигурами, в геометрии мы видим лакуну, а с 7 класса начинается «систематическое» изложение геометрии, которое превращается в профанацию: систематизировать-то детям нечего, у них не сформировалась операциональная база. В результате вместо систематизации на базе логики мы получаем заучивание формулировок и теорем, что никак не способствует развитию пространственного мышления. Ну, а чтобы о него все время на спотыкаться, геометрический материал все время переводится в формулы и фактически заменяется алгеброй или вообще арифметикой. Приходя с таким «багажом» в 10 класс, школьники, конечно, не в состоянии освоить курс стереометрии, тем более, что в 11 классе он становится скомканным или вообще сокращенным ради «подготовки к ЕГЭ».
В этих условиях работа репетитора (автор работает именно в таком статусе), к которому привели ребенка с отсутствующим пространственным мышлением с тем, чтобы он за пол-года или год исправил то, что портилось 10 лет, приобретает особую интригу. Для того, чтобы решить эту проблему, одного «здравого смысла» недостаточно, и необходимы действительно серьезные культурные средства и технологии в виде концепции умственных действий П.Я. Гальперина или схемы типов пространственных операций И.С. Якиманской. Ну, а если мы работаем в условиях дистанта, и не можем дать ученику в руки хотя бы коробку из-под молока и нож, чтобы разобраться, как проходит сечение, возникает вопрос, возможно ли вообще в такой ситуации что-то сделать с пространственным мышлением?
Е.А. Лобко взялась за то, чтобы попытаться ответить на этот вопрос. Она изучила основную литературу по проблеме пространственного мышления, и разработала, с одной стороны, некие диагностические средства, позволяющие идентифицировать, что же у учащегося с пространственным мышлением не так, что у него есть, а чего нет? А с другой -- творчески модифицировала одну из разработок «Инфоурока» для того, чтобы научить школьника в дистанционном режиме работать с сечениями объемных фигур.
Основная идея состояла в том, чтобы использовать интерактивные геометрические среды типа Geogebra. Конечно, эти средства в основном визуальные, и с точки зрения пространственного мышления скорее вредны, чем полезны: геометрия, а особенно стереометрия имеет дело с мыслимыми, а не нарисованными объектами, с операциями «в уме», а не на бумаге. Однако именно для формирования базы умственных операций Geogebra может сослужить неплохую службу. Конечно, она связана с другой операторикой, нежели рисование на бумаге. И «повернуть куб вокруг оси» руками и мышкой – две совершенно разные моторные операции. Но, тем не менее, это имеет смысл, поскольку в умственной операции важна не столько структура действия, сколько связь между некоторым определенным кинестетическим действием и преобразованием образа. А для этой связи безразлично, какую кинестетику мы «подкладываем» под то или другое преобразование образа, и поэтому формирование системы умственных геометрических образов и операций с ними «через мышку» ничуть не хуже формирования этой системы «через карандаш». В конце концов, и то, и другое – лишь орудия в руке человека.
Приняв от руководителя эту принципиальную позицию, автор и разработала занятие, которое направлено на формирование умственных действий с сечениями с помощью Geogebra.