Аннотация:Данная работа посвящена проблемам поздней онтологии Платона, представленной в диалоге «Софист».
В философском лексиконе слово «онтология» употребляется во многих смыслах, однако, применительно к Платону, его значение довольно простое. Онтология – это теория о том, что есть, то есть теория о том, какого рода объекты существуют, и одновременно сами эти объекты. Употребляемое в первом смысле, это слово синонимично словосочетанию «теория идей»: центральное место у Платона отводится идеям, поэтому сформулировать теорию идей – значит сформулировать онтологию почти целиком.
«Поздняя онтология» - устоявшийся термин, под которым принято понимать теорию идей, сформулированную в таких диалогах, как «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», которые, как видно из самого термина, относятся к числу поздних работ Платона.
Поздняя онтология противопоставлена средней онтологии, которая, в свою очередь, отражена в диалогах среднего периода («Федон», «Пир», «Государство»). Такая терминология подразумевает, что взгляды Платона претерпели определенную эволюцию в период между написанием этих диалогов. Среди исследователей нет единого мнения, насколько радикальной была эта эволюция. Условно можно выделить две группы исследователей, два подхода к исследованию диалогов Платона. Согласно первому, который называется унитаристским, идеи Платона не претерпели значительных изменений с течением времени. Сторонники второго – эволюционного – видят довольно сильный разрыв между идеями в разные периоды творчества .
По этой причине интерпретации диалога «Софиста» довольно многочисленны; кроме того, они усложняются еще и тем, что номинально темой диалога является поиск определения софиста, и замечания, которые могут пролить свет на теорию идей, разбросаны по всему диалогу. Как это обычно бывает у Платона, часто возникают трудности с тем, какой из аргументов можно считать «настоящим» (в том смысле, что сам Платон разделял бы его), а какой – приводится ad hoc.
При всей разрозненности этих замечаний, мало какой диалог превосходит «Софист» по скрупулезности и обширности рассуждений, имеющих самое прямое отношение к теории идей.
Однако прежде чем перейти к анализу самого диалогу, нужно будет дать общую картину хронологии Платоновских сочинений и определить его место среди них.
Помимо этого, поскольку поздняя онтология является развитием идей диалогов среднего периода, следует в сжатом виде изложить онтологию этого периода на примере диалогов «Федон» и «Государство».
Все это должно помочь ответить на вопрос, какого рода изменения претерпела теории идей после разносторонней критики в диалоге «Парменид» и насколько изложенная в «Софисте» онтология отличается от «классического» варианта теории идей.