Аннотация:Проведено эмпирическое исследование влияния визуального семантического прайминга на узнавание лично знакомых и известных лиц в задачах оценки знакомости и называния имен предъявляемых лиц.
Выявлено, что процессы узнавания лично знакомых и известных лиц имеют ряд особенностей. Они мало различаются до этапа распознавания структурного кода лица (в результате которого происходит оценка его знакомости) – на этом этапе эффективность и скорость протекания процессов обработки лично знакомых лиц и известных лиц, полученные в результате проведенного исследования, одинаковы. Однако на этапах, связанных с обращением к структурам семантической памяти и генерацией имени, эти характеристики различны: имена лично знакомых лиц воспроизводятся чаще и быстрее, чем имена известных лиц.
В проведенном эксперименте выявлено, что релевантный прайминг повышал вероятность правильного называния имени распознаваемого лица. Этот эффект был сильнее выражен для лично знакомых лиц, чем для лиц известных людей. В задаче оценки знакомости предъявляемого лица было обнаружено слабое влияние релевантного прайминга на время ответа, которое исчезало при разбиении выборки на группы по степени знакомости лица, и для каждой отдельной группы влияние было незначимым.
Случайный прайминг, семантически не связанный с последующим лицом, не оказывал влияния на характеристики его узнавания.