Аннотация:В своем исследовании Белых А.С. анализирует фмлософско-религиозные воззрения выдающегося представителя дальневосточного средневекового буддизма Эйхэя Догэна (1200-1253). Автору удается успешно вписать мировоззренческие парадигмы Догэна в широкий контекст буддийской мысли, находя их истоки в классических индийских концепциях мадхьямаки и йогачары и прослеживая их зависимость от чань-буддизма (в частности, от школ Цаодун и Линьцзи) и, конечно, их присутствие в дзэн-буддизме XIII века. Белых А.С. детально описывает становление дзэн-буддийской философии в Японии, связывая его с деятельностью Эйсая, первого патриарха школы Риндзай, которой молодой Догэн отдавал предпочтение, прежде чем начал создавать (примерно с 1225 года) собственную школу - Сото-сю. Характеризуя специфические черты Догэна как буддийского мыслителя и проповедника, автор уделяет пристальное внимание описанию Догэном медитативной практики Дзадзэн, признававшейся в Сото-сю фундаментальной основой Дзэн (созерцания). «Философия созерцания» увязывается Белых А.С. с концепцией Хонгаку. Эта специфически японская концепция «изначальной просветлённости» определяется в работе как трансформация идей, которые были заложены в доктрине «Татхагата-гарбха», похоже являвшейся общим достоянием дальневосточной Махаяны. Автор показывает себя добросовестным и вдумчивым читателем важнейшего текста Догэна (и, возможно, его последователей) «Сёбо-гэндзо (Вместилище сути истинной Дхармы)».