Аннотация:Работа Гу Жун посвящена проблеме работы с учащимися из неполных семей. Тема работы была выбрана ею самостоятельно и была связана с ее практической педагогической деятельностью в профессиональном колледже Цзянъинь. Этот колледж входит в систему профессионального образования округа, и является одной из центральных компонент этой системы.
В процессе работы над диссертацией автор сформулировал суть проблемы, происходящей из двух источников: с одной стороны, увеличение числа распавшихся семей, а с другой – изменения в системе образования, в силу которых профессиональное (в наших терминах – среднее профессиональное образование) оказывалось «тупиком», поскольку поступление в вуз после него уже не предполагается, и, как результат, профессиональное образование оказалось в роли анклава для плохо успевающих учеников, которые не смогли сдать экзамены в старшую школу.
Такой перекос создал двойную проблему: с одной стороны, поступившие в колледж уже сами по себе обременены комплексами неполноценности, поскольку «не прошли» в старшую школу и достаточно негативно относятся и к школе, и к учителям, а с другой – в этом потоке появилась значительная компонента детей из неполных семей, у которых проблемы в семье приводят к тому, что они оказываются в конфликтных отношениях и со своими родителями, и в результате эти дети вообще утратили доверие к каким бы то ни было взрослым, и фактически неуправляемы ни со стороны семьи, ни со стороны школы.
Эта проблема потребовала, с одной стороны, выяснения тех факторов, которые влияют как на отношения учащихся из неполных семей в семье и в школе, так и на их собственное психическое здоровье, самооценку и самоуправление и имеющихся методов их компенсации. С другой – анализа реального состояния дел в том колледже, в котором работал автор. С третьей – фиксации основных пробелов в организации работы с учащимися из неполных семей, которые требуют принятия организационных мер. И, наконец, выработка рекомендаций по самим этим мерам.
Всю эту работу автор диссертации проделал практически самостоятельно, изучив многообразную литературу, как китайскую, так и зарубежную, и по вопросу об отношениях с детьми в неполных семьях, и по вопросу об организации профессионального образования, и по вопросу о взаимодействии детей из неполных семей со школой. Отдельным, наверное, центральным блоком работы было проведение масштабного анкетирования и интервьюирования учащихся, преподавателей и администраторов колледжа, которое дало достаточно полную картину состояния дел и обеспечило работу большим количеством очень выразительных примеров, показывающих суть проблемы и ее нетривиальность. И, конечно, анализ полученного эмпирического материала и выделение основных необходимых организационных мер.