Аннотация: В дипломной работе Г.В.Клепцова на основании текстологического анализа «Йога-сутр» Патанджали и «Вьяса-бхашьи» рассматривается учение о сознании в классической йоге. Автор оценивает это учение как системообразующее для данной брахманской даршаны. Ведь самим определением йоги как «читта-вритти-ниродха» Патанджали подчеркивал особое значение понятия сознания. Г.В.Клепцов задается целью раскрыть специфику подхода представителей классической йоги к проблематике сознания через оппозицию «Пуруша-читта». По мнению автора, Пуруша выражает подлинный онтологический аспект сознания, а читта являет собой неадекватное эмпирическое сознание, заданное модусом неведения. Ложная самоидентификация читты детерминирована соединением Пуруши и Пракрити, на уровне метафоры обозначаемым как отражение Пуруши в саттве Пракрити. В работе показана неразрывная связь гносеологии и онтологии классической йоги. Любой акт сознания наделяется космологическим смыслом. Нередкую для комментаторской литературы реалистическую трактовку йоги автор пытается оспорить, дистанцируя «Йога-сутры» Патанджали от «Вьяса-бхашьи», «реализм» которой Г.В.Клепцов объясняет антибуддийской полемикой. По его мнению,Вьяса положил начало интерпретаторской традиции, которая приписывает «Йога-сутрам» позиции, не выводимые с необходимостью из оригинального текста. В итоге автор приходит к выводу о том, что структура ступеней развертывания Пракрити соответствует структуре описываемых форм сознания, возникающих в практике йоги.