Аннотация:Восприятие искусства – одна из сложнейших тем психологии восприятия. Под восприятием произведений живописи мы вслед за Л.С Выготским и А.Н. Леонтьевым понимаем особую внутреннюю деятельность как сложный целостный процесс, который может включать в себя когнитивные, эмоциональные, мнемические, оценочные, духовные, собственно перцептивные и другие составляющие. Актуальность данной темы диктуется тем, что в современном мире роль визуального восприятия становится все более существенной. Понимание того, как современный человек рассматривает и оценивает произведения искусства, является важной характеристикой интеллектуального потенциала личности. В современном мире человека постоянно окружает огромное разнообразие визуализированных образов, например, экраны мониторов, световая реклама. Безусловно, его зрительное восприятие, в том числе восприятие произведений искусства, формируется по-новому в этой усложненной зрительной среде. Таким образом, важно изучить особенности этого нового процесса считывания визуальной информации: на что человек обращает особое внимание при рассматривании произведения живописи, какие элементы выделяет. Стоит также отметить, что любое искусство является коммуникативным и, поэтому, изучая то, как человек воспринимает произведения искусства, мы фактически изучаем природу коммуникации между зрителем и художником. Процесс коммуникации заключается в том, что мы смотрим на мир глазами художника, стараемся понять, что же автор стремился сказать. Психологический анализ живописи – одна из наименее разработанных областей психологии искусства. Проблемы изучения этого феномена обусловлены, в первую очередь, сложностью процессов, лежащих в его основе. Процессы формирования художественного образа опосредованы сознанием как художника, порождающего образ, так и зрителя, его воспринимающего. В этом сложном процессе коммуникации художника и зрителя не последнюю роль играет процессы зрительного восприятия, которые осуществляются по определенным специфическим правилам. Закономерности формирования зрительного образа также носят сложный структурный характер. Например, в ряде работ отечественных психологов зрительное восприятие рассматривалось как своеобразный язык, в котором можно выделить фонемы, синтаксис, структуру (А.Н. Леонтьев, 1976; 1979: А.Д. Лонгвиненко, 1976, В.Ф. Петренко, 1976; Измайлов, Черноризов, 2006).
Искусство – феномен, возникновение которого связывают с самими ранними этапами развития человеческого общества. Зарождение искусства связывают с появлением нерасчлененного целого «жеста-мимики-танца-рисунка», целью которого являлось установление и развитие общения с сородичами. Развитие рисунка и возникновение письма у первобытного человека также связывают с появлением потребности не только самовыражаться, но и передавать сообщения другому.
В первобытном обществе искусства, ныне отделяемые друг от друга, были слиты в единый процесс. Л. Леви-Брюль (1980) одной из особенностей первобытного, пралогического, мышления отмечает его мистичность. Эта особенность может характеризовать и первобытное искусство, пронизанное множеством смыслов, во многом отличных от современных. Любое искусство всегда адресовано людям: без ответной реакции зрителя или слушателя произведение мертво.
Теме восприятия произведений живописи было посвящено большое число работ, многие из которых изучали философский аспект восприятия искусства (Выготский Л.С., 1986; Леонтьев Д.А., 1996; Пузырей А.А., 1997). Одним из интересных аспектов этой темы является вопрос о роли личностных особенностей зрителя в процессах понимания, оценки и получения эстетического удовольствия от восприятия произведений живописи. Процесс восприятия картин имеет двустороннюю природу, поскольку в нем принимают участие две личности - художника и наблюдателя. Художник при помощи специальных изобразительных средств пытается передать свои идеи, творческие представления о мире, его ценностях, его особенностях. Они носят завуалированный характер и передаются при помощи созданных им изобразительных средств (формы, цвета, компоновки). Этот своеобразный «текст», написанный при помощи зрительных образов, удается прочитать не каждому. Одним из основных факторов, влияющих на понимание смысла картины, является личность наблюдателя. Возникает вопрос о том, какие личностные черты являются важными в этом процессе? Можно ли сказать, что определенные по настроению картины найдут наибольший отклик у людей, обладающих определенными чертами личности?
В последнее время эта тема активно дискутируется в научной литературе (Chamorro-Premuzic, Furnham, 2004; Furnham, Walker, 2001; Furnham, Avison, 1997). В этих работах поднимается вопрос о том, почему одни люди равнодушны к произведениям искусства, тогда как стилем жизни других является постоянное посещение выставок и концертов? Авторы предполагают, что такие сильные индивидуальные различия связаны с индивидуальными факторами, к которым они относят открытость к новому, чувственность, толерантность к неопределенности. Например, в работе А. Фунхама и М. Авизона (Furnham, Avison, 1997) было показано, что выраженность такого личностного фактора как консерватизм определяет предпочтение к классической школе живописи. Результаты, описанные в указанных работах, были получены на основе факторного анализа личностных характеристик участников эксперимента и ответов их предпочтения по поводу тех или иных произведений живописи. Одна из проблем исследования взаимосвязи личностных особенностей с предпочтениями восприятия живописи связана с методологическими трудностями оценки предпочтений. В последнее время появились исследования, в которых была предложена методика не только качественной, но и количественной оценки процесса восприятия живописи (Петренко, Коротченко, 2008). Мы предположили, что для оценки такого сложного процесса как восприятие произведений живописи необходимо использовать комплексную методику, включающую субъективные и объективные параметры регистрации. Для оценок процессов эмоциональных предпочтений произведений живописи был выбран метод семантического дифференциала (Петренко, 2005), а для объективной оценки этого процесса был применен метод регистрации движения глаз. Этот метод является одним из эффективных методов исследования процессов зрительного восприятия (Ярбус, 1965; Гиппенрейтер, 1978). В последнее время в связи с повышением технических параметров персональных компьютеров и цифровых видеокамер технология регистрации движения глаз была усовершенствована, что позволяет использовать ее для точных измерений движений глаз при наблюдении произведений живописи. Мы предположили, что основные параметры регистрации движения глаз (среднее время фиксации, число саккад, паттерн перемещения глаз по изображению, продолжительность фиксаций, позиция фиксаций, продолжительность и частота морганий, ширина зрачка) могут нести информацию о сложных процессах переработки информации при восприятии произведений живописи.
Предмет исследования
Предметом данного исследования является изучение личностных особенностей человека в процессе восприятия произведений живописи.
Объект исследования
Объектом исследования являются оценки произведений живописи, проявляющиеся в вербальных суждениях и в параметрах движения глаз при восприятии произведений живописи.
Цели
1. Анализ теоретических подходов к зрительному восприятию искусства
2. Изучение взаимосвязи личностных черт характера человека, его вербальных оценок и параметров движения глаз при восприятии произведений живописи.
Задачи
1. Подобрать стимульный материал, состоящий из 21 картины разных направлений живописи
2. Разработать методику количественной оценки восприятия произведений живописи, которая включает как глазодвигательные характеристики (время рассматривания, количество фиксаций и другие параметры), так и вербальные оценки эмоционального впечатления о каждой картине
3. Выбрать методику для оценки выраженности личностной черты (тревожность, экстроверсия/интроверсия, нейротизм).
4. Провести статистический анализ корреляции между глазодвигательными характеристиками, вербальными оценками эмоционального впечатления и выраженностью личностной черты (тревожность, экстроверсия/интроверсия, нейротизм).
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что восприятие картин будет отличаться в зависимости от выраженности личностных характеристик (тревожности, интроверсии, экстраверсии, нейротизма) наблюдателя. Различие в восприятии этих картин можно будет количественно оценить при помощи использования комплексной методики, включающей технологию регистрации движения глаз, диагностику интра-экстраверсии (опросник Айзенка), а также диагностику тревожности (опросник Тейлора, опросник Спилбергера).
Теоретико – методологической базой исследования являются культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев), исследования в области эстетики, теории и психологии искусства (Р. Арнхейм, Д.А. Леонтьев).
Обоснование методов и методик
Мы предполагаем, что исследование такого сложного процесса как восприятие произведений живописи, должно основываться на комплексной методике, включающей оценку процессов эмоциональных предпочтений произведений живописи методом семантического дифференциала (Петренко, 2005), а также методику регистрации движения глаз в процессе восприятия. Для этих целей была использована установка для регистрации движений глаз «iView X system» фирмы SMI (Sensomotoric Instruments) GmbH. Предполагалось, что в качестве стимулов необходимо выбрать изображения, выполненные в разных жанрах, часть из которых могут вызывать нейтральные реакции, тогда как другая часть картин может рассматриваться как источник возникновения тревожности. При восприятии каждой картины предполагалась регистрация нескольких параметров движения глаз наблюдателя: время фиксации, число саккад, паттерн перемещения движения глаз по изображению, после чего проведение опроса для оценки данного произведения по шкале от 3 до -3 соответственно по 6 оценочным шкалам (Приятный – Неприятный, Нравится – Не нравится, Беспокойный – Спокойный, Опасный – Безопасный, Эмоциональный – Рациональный, Интимный – Отчужденный).
Мы предполагали, что картины, выполненные в различных направлениях живописи, будут вызывать различное эмоциональное отношение наблюдателя, и эти эмоции будут тесно связаны с личностными особенностями. Этот процесс может быть представлен в движениях глаз при наблюдении произведений живописи.