Аннотация:Цель данной работы – изучение организации коммуникационных кампаний в высших учебных заведениях юридического профиля.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определение сущности, целей и особенностей коммуникационной деятельности высших учебных заведений в современной России;
- изучение особенностей коммуникационной деятельности высших учебных заведений юридического профиля (оценка соответствующего сектора образовательного рынка, целевых аудиторий, особенностей организации отдельных видов коммуникационных компаний, используемых высшими учебными заведениями юридического профиля);
- выявление направлений совершенствования коммуникационных кампаний вузов юридического профиля на базе изучения этапов реализации PR деятельности высших учебных заведений;
- формирование конкретных предложений по совершенствованию коммуникационных кампаний на примере Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
В первой главе «Теоретические основы коммуникационной деятельности высших учебных заведений» выявлено, что сущность коммуникационной деятельности образовательных учреждений заключается, прежде всего, в передаче информации от источника (вуза) к получателям (целевым аудиториям) посредством определенного канала в целях формирования позитивного отношения получателя информации к вузу, поддержания сформированного отношения, и изменения поведения получателя, намеренного приступить или уже приступившего к практическим действиям в отношении конкурирующего вуза. При этом необходимо учитывать, что вуз характеризуется многоплановостью своей деятельности, динамичным развитием. При разработке стратегии коммуникационной деятельности вуза и при ее реализации в системе мероприятий следует учитывать особенности и ограничения внутренней среды вуза (в частности особенности финансирования и специфику самого образовательного продукта), а также особенности и ограничения внешней среды реализации позиционирования вуза на образовательном рынке. Сделан вывод о необходимости проводить на постоянной основе мониторинг для создания и корректировки стратегии позиционирования.
Во второй главе «PR-деятельность высших учебных заведений юридического профиля» представлена общая характеристика российского рынка образовательных услуг в сфере юридического образования. Описаны критерии выделения целевых аудиторий, выделены специфические задачи коммуникации вузов юридического профиля по отношению к отдельным целевым аудиториям. Описаны виды коммуникационных кампаний, проводимых в настоящее время российскими высшими учебными заведениями юридического профиля, критерии их классификации и основные каналы передачи, используемые вузами для осуществления коммуникационных кампаний. Для проведения эффективной коммуникационной кампании высшие учебные заведения юридического профиля должны учитывать особенности рынка юридического образования, сложившегося в нашей стране и перспективы его развития, ориентироваться на дифференцированное понимание целевых аудиторий, максимально полно использовать преимущества разных типов коммуникационных кампаний и каналов передачи информации, исходя из текущей ситуации и решаемых задач.
В третьей главе «Направления совершенствования PR-деятельности высших учебных заведений юридического профиля» рассмотрены этапы оценки PR-деятельности высших учебных заведений юридического профиля Описана коммуникационная деятельность Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) как пример решения актуальных задач, сформулированы предложения по ее совершенствованию. МГЮА имени О. Е. Кутафина позиционирует себя как одно из лучших учреждений правового образования, используя для этого широкий спектр видов коммуникационных кампаний (пример….) В качестве предложений по совершенствованию коммуникационной деятельности указано на необходимость создания единого имиджа, дифференциации используемых каналов коммуникации и инструментов пира. Предложенные меры направлены на то, чтобы обеспечить более устойчивые позиции МГЮА в конкурентной среде юридических вузов.
В Заключении выявлено, что любое высшее учебное заведение юридического профиля – это, прежде всего организация, которая должна выработать успешную стратегию своего развития и функционирования на рынке, перенасыщенном предложениями о юридическом образовании. Вузам юридического профиля, которые хотят не просто выжить, а еще и остаться в лидерах, необходимо продемонстрировать явные конкурентные преимущества, отличающие их от образовательных учреждений, оказывающих аналогичные услуги. В сложившейся ситуации приобретает актуальность грамотная организация коммуникационной деятельности, нацеленной на улучшение взаимоотношений между вузом и целевыми аудиториями.