Аннотация:Целью работы является определение особенностей современной коммуникации между научными институтами и обществом в частности, на примере Комиссии МГУ по биоэтике.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: выявить важнейшие характеристики постнеклассической науки и обозначить современные задачи деятельности по связям с общественностью как фактора ее развития; рассмотреть биоэтику как новый тип знания и научный институт, нуждающийся в коммуникационном сопровождении; проанализировать коммуникационную стратегию Комиссии МГУ по биоэтике по отношению к целевым аудиториям.
При решении поставленных задач использовались аналитический метод исследования, метод наблюдения, проектирования и анкетирования как способ исследования целевой аудитории.
Объектом дипломной работы является коммуникация науки и общества. Наука в данной ситуации понимается как совокупность научных институтов.
Предметом исследования является деятельность по связям с общественностью современных научных институтов.
В первой главе «Научные знания и научные институты в современном обществе как сфера деятельности по связям с общественностью» представлен анализ особенностей постнеклассической науки в аспекте их влияния на современную коммуникацию научных институтов с обществом, выявлены проблемные моменты, требующие внимания со стороны специалистов по связям с общественностью. В главе обозначены задачи пиар-сопровождения деятельности научных институтов, основные целевые аудитории, инструменты, которые они могут использовать. Рассмотрены особенности деятельности по связям с общественностью научных институтов, функционирующих на базе ВУЗов. Отмечается, что в связи с приоритетной ориентацией государственной политики на экономическое развитие, наука потеряла прежний уровень коммуникационной поддержки со стороны государства и для своего развития оказалась перед необходимостью целенаправленной разработки и реализации деятельности по связям с общественностью.
Реальная связь образования и науки в современных условиях осуществляется в учебных заведениях в рамках учебно-научных институций, именно в них осуществляется институциональное оформление новых направлений науки и образования, складывания новых научных институтов, например таких, как биоэтика, регулирующая образовательную и научную деятельность по медико-биологическому профилю.
Во второй главе «Деятельность по связям с общественностью в развитии биоэтики как нового типа знания и научного института» была рассмотрена биоэтика как новое научное знание и как новый научный институт, который в современном мире активно влияет на естественнонаучную практику. Была продемонстрирована необходимость развития биоэтических комитетов как неотъемлемого компонента развития науки в условиях современного социума. Во многих странах биоэтика вошла в практику работы научных и образовательных институтов, выступая одновременно как площадка коммуникации науки и общества. В России аналогичные процессы только начинаются: законодательно закреплена необходимость организации комиссий (комитетов) по биоэтике в учреждениях, ведущих научно-исследовательскую и образовательную деятельность по медико-биологическим направлениям, в практике крупных научно-образовательных центров начинают реально функционировать комиссии по биоэтике. В качестве конкретного примера, позволяющего подробно рассмотреть деятельность по связям с общественностью как фактор развития науки современного типа, была выбрана Комиссия МГУ по биоэтике. Образованная 5 лет назад Комиссия еще не установила должного контакта с разными целевыми аудиториями, за прошедшие годы была подготовлена в основном правовая сторона ее деятельности. Необходимость развития коммуникации с целевыми аудиториями стала основанием для разработки концепции пиар-сопровождения Комиссии в рамках данной работы, для чего среди поставленных в дипломной работе задач была оценка проектной ситуации. Оценка была проведена как на материале отчетов Комиссии, так и с использованием результатов анкетирования студентов. Итоги анкетирования подтвердили гипотезу о заинтересованности студентов в рассмотрении биоэтических вопросов, но отразили низкий уровень информированности студентов о существовании и деятельности Комиссии по биоэтике в МГУ. Данный пример показал необходимость коммуникационной поддержки новых научных институтов, а также возможность ее осуществления для различных целевых аудиторий с использованием разнообразных пиар-инструментов, которые доступны для МГУ как структуры, в рамках которой функционирует Комиссия как научный институт.
На основании исследования проектной ситуации был разработан ряд рекомендаций для развития коммуникации Комиссии по биоэтике МГУ с целевыми аудиториями посредством различных пиар-инструментов. Преимущественное внимание было уделено предложениям, ориентированным на студентов как на целевую аудиторию, отличающуюся крайне высоким потенциалом влияния на развитие науки. Кроме этого, существование Комиссии в рамках МГУ как бюджетного образовательного учреждения обусловило внимание к организационно-финансовым ограничениям деятельности по связям с общественностью. В качестве рекомендаций в дипломном проекте указаны: информирование студентов и абитуриентов с использованием различных информационных поводов; выстраивание отношений со СМИ (на первых этапах предложено опираться на журналистов университетских СМИ как наиболее лояльный пул); проведение информационной поддержки в Интернете (создание сайта (или улучшение раздела на сайте МГУ), способного привлечь внимание студентов, а также использование социальных сетей как канала коммуникации с молодежью); были предложены модели трех конкретных мероприятий разных форматов (круглый стол, конференция, представление Комиссии на дне открытых дверей), ориентированных на основные целевые аудитории (студентов, международное и российское научное сообщество, абитуриентов).
В Заключении указано, что среди факторов развития современной науки взаимодействие научных институтов с основными целевыми аудиториями занимает особое место: современная наука нуждается в постоянной и всесторонней деятельности по связям с общественностью. В XXI веке для российской науки ключевыми аудиториями являются государственный сектор, бизнес-среда, школьники, студенты, аспиранты, академическое сообщество, международное научное сообщество, СМИ, общество в целом. Среди задач деятельности по связям с общественностью: позиционирование, информирование, распространение, адаптация, создание информационного повода, создание и поддержание репутации, антикризисное реагирование и лоббирование. В современных условиях наблюдается институциональное оформление новых направлений науки и образования, новых научных институтов, таких как биоэтика, регулирующая образовательную и научную деятельность по медико-биологическому профилю. На примере Комиссии МГУ по биоэтике доказано, что отсутствие целенаправленной стратегии деятельности по связям с общественностью и эффективной практической коммуникации с разными целевыми аудиториями с использованием разнообразных инструментов становится фактором, затрудняющим эффективное функционирование и развитие науки.