Применение инструментов по связям с общественностью при позиционировании программ первого высшего образования на рынке образовательных услуг на примере программы «Реклама и связи с общественностью»дипломная работа (Специалист)
Аннотация:Цель исследования: выявление особенностей инструментов, применяемых для позиционирования образовательных программ первого высшего образования на рынке образовательных услуг на примере программы «Реклама и связи с общественностью». В соответствии с целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи: описание пиар-инструментов, каналов коммуникации, которые используются российскими образовательными учреждениями для позиционирования на рынке образовательных услуг; выделение основных характеристик пиар-инструментов, значимых для позиционирования образовательных программ, а так же выявление отличительных черт пиар-позиционирования программы «Реклама и связи с общественностью» в различных учебных заведениях Российской Федерации, на примере ведущих высших учебных заведений города Москвы.
Развитие рыночных взаимоотношений способствует рассмотрению образования как услуги, которую необходимо продвигать на рынке, что актуализирует задачи пиар-сопровождения деятельности образовательных учреждений. Однако, как отмечается в работе, применение пиар-инструментов не сводятся к решению исключительно коммерческих задач. Одной из главных задач пиара применительно к сфере образования, как важнейшему социальному институту, является способствование достижению баланса между рыночными запросами к образованию и социально-ориентированными целями общества.
В первой главе «Пиар образовательных услуг в условиях рыночной экономики» были выявлены задачи пиар-сопровождения образовательной программы в условиях современного рынка, были комплексно проанализированы целевые аудитории, что необходимо для понимания ситуации и выявления наиболее подходящих пиар-инструментов в рамках пиар-кампании. В главе описан процесс принятия решения о выборе образовательной услуги целевыми группами. Выявлено, что стремление к знаниям, не является основополагающим мотивом в процессе принятия решения о получении высшего образования, ключевую роль играет репутация образовательного учреждения (программы), формированию которой способствует пиар.
Во второй главе «Пиар-инструменты при позиционирования программ первого высшего образования» был проведен анализ каналов коммуникации, по средством которых осуществляется передача ключевого сообщения целевым аудиториям. Были выявленные особенности и актуальные тенденции использования каналов коммуникации при взаимодействии с различными целевыми аудиториями на рынке образовательных услуг. В современной России к часто применяемым пиар-инструментам при позиционировании программ первого высшего образования можно отнести, например, создание информационного повода, по средствам организации мероприятий различных направленностей и уровней, личные коммуникации, поддержка социально-ориентированных программ и так далее. Было выяснено, что длительные, социально-ориентированные пиар-программы в рамках стратегии позиционирования дают наибольший общественный отклик, способствуют повышению лояльности ЦА, при этом решают не только социальные задачи, но и коммерческие задачи ВУЗа.
Для рассмотрения практического использования выявленных в теоретической части дипломного исследования инструментов позиционирования образовательных программ в третьей главе «Особенности позиционирования программы «Реклама и связи с общественностью»» был проведен сравнительный анализ отличительных особенностей позиционирования образовательных программ по подготовке специалистов по связям с общественностью в ведущих московских ВУЗах в условиях российского рынка. МГИМО, как учебное заведение в рамках которого впервые появилась кафедра «Реклама и связи с общественностью» и которое стояло у истоков становления данной профессии в России, позиционирует себя как эксперта в этой области, делает упор на эксклюзивность своего опыта ведения образовательной деятельности и уникальность знаний, которые преподаются в рамках данного курса. МГЛУ как лингвистической университет делает в позиционировании программы упор на то, что в рамках учебного заведения идет подготовка специалистов международного уровня, ориентированных на работу, в первую очередь, в зарубежных компаниях. Образовательная программа «Реклама и связи с общественностью» в МГУ им. Ломоносова акцентирует внимание на фундаментальность подготовки специалистов. В данном случае стратегия позиционирования базируется на идее гармонии теоретических знаний, гарантом которых выступает традиции и статус МГУ как образовательного учреждения, и практических знаний, передача которых обеспечивается привлечением к преподаванию ведущих специалистов-практиков.
В рамках данной работы были определены пределы исследовательских задач, связанных с позиционированием программ первого высшего образования именно на рынке образовательных услуг нашей страны. Развитие исследований может быть связано c более глубинным изучением данной темы: исследованием программ не только в московских ВУЗах, но в регионах, сравнением отличительных особенностей позиционирования направления подготовки в области связей с общественностью на мировом рынке образовательных услуг и так далее. Дальнейшая работа может быть связана с детализацией анализа позиционирования программ относительно тех ЦА, которые остались за рамками данной дипломной работы.