Районирование территории России для определения параметров генерализации в мелких масштабах общегеографического картографированиядипломная работа (Специалист)
Аннотация:Процесс генерализации достаточно сложен с точки зрения автоматизации. Чтобы сохранить пространственную дифференциацию территории при генерализации необходимо правильно выделить границы типов ландшафтов и применить к ней подходящий алгоритм генерализации. Для этого следует провести районирование территории и применить к выделенным районам различные параметры или даже алгоритмы генерализации.
В последние годы множество разработанных алгоритмов генерализации отдельных слоев карт были направлены на ее сведение в единый процесс. В действительности же каждый процесс полностью подходит для конкретного случая. Например, некоторые алгоритмы предназначены для генерализации особого типа ландшафта: для городских или сельских территорий, для высокогорного рельефа и т. д. Другие предназначены для явления в целом, например, гидрографической сети.
Применение одинаковых параметров при генерализации различных территорий в общем случае дает географически некорректные результаты. Для проведения достоверной генерализации необходимо применение разных подходов и алгоритмов для сохранения и подчеркивания характерных черт картографируемых объектов.
В рамках курсовой работы 4 курса автором был разработан и протестирован алгоритм сопряженной генерализации населенных пунктов с учетом транспортной сети, в котором применялось районирование территории России по плотности населенных пунктов. В целом, после выполнения процесса генерализации была сохранена степень заселенности различных районов, густота размещения населенных пунктов. На полученной карте хорошо прослеживается характер размещения населенных пунктов, освоенность территории и конфигурация транспортной сети. В то же время, разработанная методика обладала рядом недостатков, таких как экспертный (ручной) выбор границ районов плотности населенных пунктов, глобальный подход к генерализации транспортных сетей, экспертный выбор фиксированного числа ближайших населенных пунктов при генерализации дорог, отсутствие численного описания и верификации результатов. Данная дипломная работа призвана устранить эти недостатки и придать методике универсальный характер.
Цель работы заключается в разработке методики регионально дифференцированной генерализации мелкомасштабных общегеографических карт с использованием автоматизированного районирования территории на примере согласованного отбора населенных пунктов и транспортных путей между ними.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие принципы генерализации мелкомасштабных общегеографических карт, а также генерализации отдельных элементов содержания.
2. Проанализировать существующие методы и алгоритмы автоматизированной генерализации общегеографических карт, включая методы автономной и сопряженной генерализации элементов, а также методы с использованием районирования территории.
3. Разработать методику районирования территории по плотности размещения населенных пунктов и густоте дорожной сети для дальнейшей генерализации.
4. Разработать методику сопряженной генерализации населенных пунктов и транспортных сетей в мелких масштабах с использованием полученного районирования.
5. Апробировать предложенные методы на примере масштабного перехода 1:1 000 000 — 1:8 000 000, дать численную и экспертную оценку полученным результатам.
В качестве апробации предложенной методики подготовлена общегеографическая карта Российской Федерации масштаба 1:8 000 000.