Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Факультет иностранных языков и регионоведения
Год защиты:2017
Аннотация:Вскоре после изобретения гипертекстовой системы World Wide Web стали появляться и первые электронные картографические продукты: уже в 1993 г. научно-исследовательским центром Xerox PARC был выпущен первый картографический сервер Map Viewer, позволяющий отображать статические картографические изображения в заданном формате.
С тех пор комбинация Интернет-технологий и географических информационных систем способствовала развитию индустрии веб-картографии, показатели ежегодной прибыли которой в мире по разным оценкам достигают от 150 до 270 миллиардов долларов США, или четверть от мировой индустрии авиаперевозок.
Среди наиболее известных современных электронных картографических брендов – ESRI, Google Maps, HERE WeGo, Bing Maps, Yandex Maps, OpenStreetMaps, Mapbox, CARTO и др.
Картографический дизайн изучается в рамках картографии – области науки, техники и производства, охватывающей изучение, создание и использование картографических произведений. [Mission ICA, 2014]
Ключевую роль в картографическом дизайне играют следующие элементы:
• Система картографических знаков: язык карты, или используемая в картографии знаковая система. В языке карты выделяются два уровня: один отражает пространственное расположение объектов, второй – их содержательную сущность. Картографическая знаковая система является объектным языком картографии, двумя основными функциями которого являются коммуникативная (передача информации от создателя к читателю карты) и познавательная (формирование новых знаний о картографируемом объекте). [Берлянт, 2002]
• Топонимика: иерархическая система надписей на карте для обозначения географических объектов. Топонимика включает в себя группы топонимов (гидронимы, оронимы, этнонимы и др.), терминов (геологических, океанологических, социально-экономических и др.) и пояснительных надписей (качественных и количественных характеристик, хронологии и др.).
Важнейшей задачей топонимики является контроль и ведение каталогов географических наименований, форма передачи которых выбирается на основе общепринятых или законодательно закрепленных норм и правил. Так, иноязычные названия могут быть переданы четырьмя основными формами: местной официальной (“Sverige”), фонетической («Атлантик-Хайлендс»), транслитерацией («Суоми») или традиционной («Шпицберген»). [Берлянт, 2002]
• Графический и цветовой дизайн: способы и приемы передачи на карте объектов и явлений, которые зависят от их природы и характеристик. Способы картографического изображения основаны на представлении о графических переменных, разработанном французским картографом и семиологом Ж. Бертеном в 1960-х гг. Графические переменные представляют собой элементарные графические средства – размер, форма, ориентация, цвет, насыщенность цвета и внутренняя структура картографического знака. [Берлянт, 2002]