Аннотация:Работа посвящена современным стратегиям формирования доходов крупнейших музеев европейских столиц, а также некоторых крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Деятельность музеев за последние годы значительно изменилась. Долгое время существовавшие в значительной степени за счет государства крупные музеи после ряда кризисов начали поиск новых стратегий формирования доходов. При этом музеи освоили новые виды деятельности и построили новые модели функционирования. Эти новые виды деятельности активно подвергаются дискуссиям, что подтверждает актуальность темы работы. Цель исследования – выявить и сгруппировать основные характеристики современных стратегий формирования доходов крупнейших музеев Европы. Для анализа были использованы подробные годовые отчеты, предоставленные на официальных сайтах соответствующих музеев, другая предоставленная в свободном доступе на их сайтах информация, а также работы, посвященные экономической деятельности того или иного музея, группы музеев или отрасли в целом. Кроме этого, использовался ряд нормативных документов, регулирующих напрямую или косвенно деятельность музеев. Работа объединяет в своем анализе музеи ряда различных стран, что делает ее уникальной и дает возможность подробнее исследовать тему и выделить оптимальные стратегии формирования доходов для музеев.