Аннотация:Обеспечение безопасности России как суверенной страны, обладающей своей собственной национальной воспроизводственной базой и способной проводить внутреннюю и внешнюю политику, требует соответствующего инструментария, объединяющего различные по характеру, но взаимосвязанные меры защиты. В совокупности данный набор должен обеспечивать практическую конкурентоспособность страны. В этих условиях методология формирования основ национальной финансовой безопасности в виде такого института как финансовый контроль приобретает огромное значение.
Представленная к защите дипломная работа Бураевой Э.Е. состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 55 источников. Логика изложения материала не вызывает сомнения, главы и параграфы пропорциональны; аккуратность оформления, общий уровень грамотности суждений, постановки задач, выводов и стиль изложения полностью соответствуют требуемому уровню.
В первой главе работы раскрывается сущность, значение, виды и полномочия органов государственного финансового контроля (далее – ГФК). На фоне формирования подходов к пониманию сущности ГФК автор проводит довольно глубокий анализ разных формулировок, отражающих не всегда симметричные задачи и цели этого явления, и приходит к справедливому выводу об отсутствии обратной связи с контролируемым объектом в подавляющем большинстве определений. Приводится историческая справка появления национальной системы финансового контроля, которая прошла несколько объективно обусловленных этапов, и находится в стадии постоянного совершенствования в современное время.
Во второй главе работы на основе теоретического и методологического материала первой главы автор рассматривает механизм осуществления финансового контроля в РФ, затрагивает организационные и методические аспекты, в том числе на примере контроля над государственной собственностью в корпорациях «Росатом» и «Ростехнологии». Данный материал можно охарактеризовать как исключительно самостоятельный анализ, выполненный с очевидной заинтересованностью автора в изучаемой теме. Делается правильный авторский вывод, о том, что в России до настоящего времени ни законодательно, ни концептуально не решена проблема разграничения функций внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, не развита система внутреннего финансового контроля, имеет место дублирование функций органов государственного финансового контроля.
Третья глава работы посвящена перспективам и необходимости совершенствования системы финансового контроля в целях повышения эффективности государственного управления в РФ. Доказывается высокая коррупциоёмкость существующей системы финансового контроля и наличие опасных пробелов в существующей организационно-правовой базе.
В заключении суммируются основные аспекты дипломного исследования, которые содержат элементы научно-практической значимости.