Аннотация:В связи с расширением строительства в настоящее время большое внимание обращено к оценке устойчивости рельефа в обстановке техногенного воздействия. Спецификой газотранспортных систем является то, что условия строительства меняются при пересечении различных ландшафтов. Геологическая среда и рельеф в криолитозоне являются исключительно неустойчивыми к техногенному вмешательству. Главным образом, это связано с деградацией почвенно-растительного покрова и нарушением температурно-влажностных условий. Это приводит к активизации криогенных процессов. Именно поэтому необходимо осуществлять оценку интенсивности и прогноз развития данных процессов в целях выработки рекомендаций по снижению их негативного влияния на газотранспортные системы.
Вследствие труднодоступности северных районов, большую роль в получении первичных данных для их исследований играют данные дистанционного зондирования Земли. В целом, выбор дистанционных данных для формирования системы мониторинга должен отвечать задаче выявления природных и техногенных процессов и явлений, оказывающих негативное воздействие на состояние магистральных газопроводов, а система дистанционного мониторинга должна предусматривать выявление и позиционирование участков магистральных газопроводов, находящихся в непроектном положении. Наиболее целесообразно комплексное применение оптических и радарных данных.
Цель работы – осуществить оценку устойчивости рельефа Большеземельской тундры на участке трассы магистрального газопровода «Бованенково – Ухта» с помощью метода радарной интерферометрии.