Аннотация:Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) А.В. Фирсовой посвящена использованию технологии творческих мастерских при изучении прозы В.П. Астафьева в 11 классе. Работа актуальна, так как основные направления исследования соотносятся с современными тенденциями в российском образовании: актуализацией и поиском эффективных методик, технологий обучения, способных решать задачи, стоящие перед современным литературным образованием; установками российского образования на воспитание нравственной личности, на сохранении у учащихся старших классов исторической памяти в «Год памяти и славы».
Структура работы тщательно продумана. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении четко сформулирована актуальность исследования; обозначены цели и задачи, структура магистерской диссертации, теоретическая и практическая значимость. Исследование прошло апробацию в процессе профессиональной деятельности магистранта: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов осуществлялось в старших классах на базе московской школы 1550, фрагменты творческих мастерских по прозе В.П. Астафьева проведены также в дистанционном режиме на разных онлайн-платформах.
В первой главе выявлены научно-теоретические основы использования технологии творческих мастерских в старшей школе. В частности, А.В. Фирсовой актуализирована структура творческой мастерской, её основные этапы, модели проведения, выявлены виды деятельности, на основе которых осуществлялась подготовка и разрабатывалась экспериментальная модель мастерской по прозе В.П. Астафьева; проанализированы уроки литературы, созданные по модели творческой мастерской.
Во второй главе представлена методика использования технологии творческих мастерских при изучении прозы В.П. Астафьева в 11 классе. В частности, А.В. Фирсовой проанализирован методический аппарат программ, учебников, методических пособий, образовательного контента Московской электронной школы по теме исследования; обработаны и представлены полученные результаты экспериментальной деятельности; разработаны, содержательно и технологически описаны модели двух творческих мастерских по прозе В.П. Астафьева. Особого внимания заслуживают творческие работы учащихся 11 классов, данные в приложении и созданные учащимися в ходе творческих мастерских на темы: «Счастлив не потому, что жив, а счастлив потому, что любишь и любим», «Истинная и ложная любовь».
В заключении А.В. Фирсова подводит итоги исследования и отмечает те выводы, которые были ей важны.