Аннотация:Предмет: гендерные особенности при восприятии привлекательности изображений человеческих лиц в условиях группового давления
Объект: гендерные особенности социальной перцепции
Цель: выявить гендерные особенности восприятия привлекательности изображений человеческих лиц в ситуации группового давления.
Гипотеза: мы высказали предположение о том, что в условиях группового давления оценки привлекательности изображений лиц изменятся в разной степени у респондентов юношей и респондентов девущек. Эти изменения будут определяться такими факторами, как пол респондента, пол лица, предъявленного на изображении, а также привлекательность/непривлекательность этого лица.
Задачи исследования:
1. Исследовать количество конформных ответов, которые были даны респондентами девушками и респондентами юношами при восприятии привлекательности/непривлекательности изображений лиц.
2. Исследовать количество конформных ответов, которые были даны на мужские и женские изображения лиц.
3. Исследовать количество конформных ответов, которые были даны на привлекательные и непривлекательные изображения человеческих лиц.
4. Исследовать количество конформных ответов, по четырем подгруппам стимульного материала: а) привлекательные мужчины; б) непривлекательные мужчины; в) привлекательные девушки; г) непривлекательные девушки.
Методический подход: методический подход, в рамках которого мы проводим исследование – социальная перцепция, основные положения которого были разработаны в школе «Новый взгляд» Дж. Брунером и профессором кафедры социальной психологии МГУ Г.М. Андреевой. В рамках этого подхода в качестве основополагающего принципа предложены идеи социальной детерминации перцептивных процессов.
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
Выявлены гендерные особенности восприятия привлекательности изображений человеческих лиц в ситуации группового давления:
При восприятии привлекательности в ситуации группового давления девушки и юноши выбирают разные стратегии поведения:
Девушки предпочитают занимать нейтральную позицию по отношению к мнению группы, выбирая стратегию «ни нашим, ни вашим», а юноши предпочитают занимать более крайние позиции, выбирая стратегию «все или ничего».
Количество конформных ответов, которые были даны респондентами девушками и респондентами юношами при восприятии привлекательности/непривлекательности изображений лиц, в экспериментальной группе значительно увеличилось, но это увеличение оказалось одинаковым для юношей и девушек.
Количество конформных ответов, которые были даны на мужские изображения лиц, было больше, чем количество конформных ответов при оценивании женских изображений.
Общее количество конформных ответов на привлекательные фотографии превышает количество конформных ответов на непривлекательные фотографии.
Наибольшее количество конформных ответов, по четырем подгруппам стимульного материала: а) привлекательные мужчины; б) непривлекательные мужчины; в) привлекательные девушки; г) непривлекательные девушки, было получено для категории привлекательных мужчин. Между остальными подгруппами фотографий (привлекательные женщины, непривлекательные женщины, непривлекательные мужчины) нет особых различий в количестве конформных ответов. Это говорит о том, что изображения привлекательных мужчин являются самой неопределенной категорией из четырех возможных вариантов, представленных в исследовании.
Таким образом, мы можем говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: в условиях группового давления, оценки привлекательности изображений лиц изменятся в разной степени у респондентов юношей и респондентов девушек. Эти изменения будут определяться такими факторами, как пол респондента, пол лица, предъявленного на изображении, а также привлекательностью/непривлекательностью этого лица.