Аннотация:В ВКР исследуется, как появление и распространение онлайн-платформы Airbnb для краткосрочной аренды жилья влияет на стоимость долгосрочной аренды в Нью-Йорке, Москве и 20 крупнейших городах России.
При контроле на характеристики районов рост числа предложений на онлайн-платформе Airbnb на 1% в среднем приводит к росту цены долгосрочной аренды на 0,17% для Нью-Йорка, на 0,067% для Москвы и на 0,098% для России. На данных по Нью-Йорку также было выявлено отрицательное влияние доли резидентов-собственников на количественную силу вышеописанного эффекта, что согласуется с результатами предыдущих исследований. Эконометрическая оценка по 20 крупнейшим городам России позволила подтвердить гипотезу о том, что количественная сила «эффекта Airbnb» на цену долгосрочной аренды положительно связана с относительной туристической привлекательностью города (потоком туристов относительно размеров города). В результате притока туристов в Россию в 2018 году в связи с чемпионатом мира по футболу, отразившемся в значительном росте количества предложений на онлайн-платформе, цены долгосрочной аренды в среднем выросли на 6-7% по Москве и на 5% по России.
В работе предложена модель частичного равновесия, которая позволяет анализировать влияние туристических потоков и характеристик локальных рынков жилья на исследуемый эффект. Выводы из модели проверяются эконометрически с использованием инструментов Бартика. Результаты проверены на устойчивость при использовании различных эконометрических методов, а также согласуются с существующими исследованиями.