Аннотация:Споры об эффективности и роли местной прессы не стихают с начала 90-х, что свидетельствует о наличии существенных проблем и недостатков в функционировании местных газет. Все эти годы происходила трансформация этого важного отряда российской печати: трансформация сверху и снизу, удачная и не очень. Работа Елены Хрыкиной рассказывает, как протекали эти процессы в конкретном сегменте – в районной прессе Подмосковья.
Выбор темы изначально представлялся неожиданным: Елена москвичка и в районных газетах не работала, - но вместе с сокурсницей познакомилась с проектом мобильной версии сайта, который разрабатывает Московское областное управление информационной политики. Так два года назад она была вовлечена в сферу подмосковных СМИ и увлеклась темой.
Изначально концепция работы (которая нашла отражение в ее нынешней структуре) представлялась автору простой: местная пресса не отличается высоким качеством, поэтому необходимо разработать хороший проект – единый для всех, а далее идти путем трансформации и унификации данных СМИ. К таким идеям подталкивал опыт зарубежной локальной прессы, в частности, Германии и Швеции, с которым Елена была знакома по предыдущим курсам. Необходимая база для унификации - консолидированное пространство, в котором уже идет трансформация подмосковных районок, - существует с 2005 года, с тех пор как областная власть объединила муниципальные газеты в единый холдинг.
Далее Елена Хрыкина начинает активно знакомиться с проблемами российской местной прессы и исследует возможные варианты ее трансформации. Она два года подряд принимает участие в круглых столах по местной прессе, проводимых факультетом журналистики МГУ, участвует в конференции ГИПП «Холдинги муниципальной прессы: опыт, механизмы, решения» и т.д. Это дает ей возможность познакомиться с практиками, связанными с судьбой местной прессы, - появляется идея экспертного опроса, которая была успешно осуществлена в ходе подготовки выпускной работы. Эти интервью, текст которых приведен в Приложении работы, имеют самостоятельную информационную ценность, потому что в них компетентное мнение высказывают главные редакторы районных газет, руководители Союза журналистов Подмосковья и областных государственных структур.
Одновременно Елена Хрыкина работает над теоретической и методологической базой своего исследования. В основном автор ВКР опирался на работы Л.Г. Свитич, О.В. Смирновой, А.А. Ширяевой, М.В. Шкондина, Е.Л. Вартановой, Г.В.Вороненковой, В.В.Тулупова, О.А.Вороновой, В. Л. Касютина, Б.Н.Киршина, А.Ю.Тышецкой, Я.Чихольда и др. Для углубления в проблематику большую пользу имело знакомство с социологическим исследованием «Газеты средних и малых городов России», проведенном сотрудниками факультета журналистики МГУ, а также исследование ФРИП (2006 – 2009 гг.) под руководством С.Г.Колесник. Были изучены статьи, как в научных изданиях, так и в профессиональных журналах «Журналист» и «Журналистика и медиарынок», где тема местной прессы и ее трансформации является весьма востребованной.
Проделанная работа позволила впервые комплексно рассмотреть процессы трансформации и унификации печатной прессы Московской области, выявить особенности развития Подмосковных СМИ и проанализировать пути их развития. В ходе работы и, особенно в процессе общения с практиками, Елена Хрыкина пересмотрела ряд изначальных гипотез, связанных с пользой унификации местных изданий. Процессы трансформации районной прессы Подмосковья оказались гораздо более сложными и противоречивыми, чем это казалось в начале исследования. Выяснилось, что создание региональных холдингов муниципальной прессы, с одной стороны, способствует выживанию локальных СМИ, оптимизации их бюджетов, улучшению дизайна и полиграфии. С «официальными» редакциями, работающими «под губернаторской крышей», лучше идут на контакт местные власти и предприниматели, в итоге газеты могут эффективнее помогать жителям решать проблемы местного характера. Но с другой стороны, объединение в региональный холдинг часто приводит к усилению контроля местных органов власти за деятельностью прессы, а унификация, спущенная сверху, – к потере изданиями «своего лица».
Отказавшись в целом от идеи «полезной унификации» районных изданий, в том числе в плане их оформления, Елена всё же проанализировала в работе некоторые тенденции, традиции и особенности оформления печатных периодических изданий Подмосковья. По результатам был разработан авторский дизайн-макет районного издания на примере газеты «Луховицкие вести».