Аннотация: В российской общественно-политической еженедельной прессе "Русский Newsweek", закрывшийся 6 лет назад, безусловно, был одним из самых авторитетных изданий. Между тем феномен "Русского Newsweek" до сих пор не исследован медиа-аналитиками: как и почему издание занимало такую позицию, было столь популярно, и почему в какой-то момент оно оказалось нежизнеспособным.
Идея взглянуть на историю и концепцию издания спустя годы полностью принадлежит М.Амирджанян, для которой "Русский Newsweek" являлся образцом качественной журналистики и, собственно, подтолкнул к выбору профессии. Выбранный аспект – взгляд сквозь время – давал надежду, что страсти улеглись, и наступило время подведения итогов, что у участников проекта – издателей, редакторов, журналистов - уже полностью сформировалось мнение о том, чем являлось издание, каковы причины его закрытия и т.д.
Мария Амирджанян подготовила вопросы для издателей, редакторов и ведущих журналистов издания, разыскала их контакты и течении года провела десять интервью с первыми лицами издания. Помимо этого Мария исследовала собственный архив еженедельника - все номера, начиная с самого первого и до последнего, динамику тиражей, каналы распространения, а также изучила выступления в прессе о "Русском Newsweek".
Задача изучения истории и концепции издания потребовала расширения контекста исследования. В поле зрения были включены и некоторые аспекты истории и концепции глобального бренда Newsweek, а также состояние российского печатного рынка в период создания, существования и закрытия журнала в России, рассмотрена и специфика близких по типу изданий-конкурентов.
Теоретической базой исследования послужили работы Засурского Я. Н., Вартановой, Е. Л., Гуревича С. М., Иваницкого В. Л., Шкондина М. В., Тертычного А. А., Дзялошинского И.М, Дзялошинской М.И., Т.Мартина, Шостак М.И., Тепловой Л.А. Особое внимание дипломница уделила понятию «концепция» и ее составляющим, типологическим особенностям информационно-аналитических еженедельников.
Проделанная работа позволила автору сделать определенные выводы о том, на каком этапе развития журнала были допущены ошибки и что с большой степенью вероятности могло привести к уходу бренда с российского рынка, есть ли сегодня перспективы у издания такого плана.
В результате исследования удалось выявить основные причины закрытия журнала: 1) недостаточно взвешенное управление финансовой структурой издания; 2) неполное соответствие концепции издания потребностям российского рынка, запаздывание с изменениями в содержании издания; 3) недооценка сетевого позиционирования издания.
В приложении представлен обширный эмпирический материал, собранный автором: десять интервью с представителями редакции «Русского Newsweek», выдержки из медиа-кита, стандарты издания и т.п. Данный материал сам по себе имеет большую ценность и свидетельствует о большой предварительной работе, проделанной автором.
С точки зрения научного руководителя, поставленные в работе цели были достигнуты, сделаны выводы о связи концепции издания, стратегии и тактики его продвижения на рынок и его судьбы. Работа представляет большой интерес для медиаисследователей и историков. Практическая значимость заключается в том, что выводы работы могут быть полезны при создании новых проектов СМИ.
Данное дипломное исследование является самостоятельным, содержит обоснованные выводы и оценки. Работа обладает необходимой актуальностью, новизной, имеет теоретическую и практическую значимость.