Аннотация:Эмпирические исследования свидетельствуют о неготовности российской молодежи к материнству и отцовству (Васягина Н.Н., 2011, Филиппова Г.Г., 2005), снижении привлекательности родительской деятельности, неполноте и дисгармоничности представлений о ней (Долгих А.Г., Захарова Е.И., 2018). Это совпадает с полученными нами в исследовании данными. Для этого нам представилось актуальным изучить особенности представлений о родительстве у молодежи Азербайджана.
Цель исследования: выявление содержания представлений о родительстве у современной молодежи Азербайджана, выявление их специфических по сравнению с российской молодежью особенностей.
Подводя итоги проведенного нами исследования, можно говорить о том, что:
1. Бакинская молодежь продолжает национальную традицию чадолюбия.
- преобладает положительное, принимающее отношение к родительству, и к себе в качестве родителя;
- бакинская молодежь обладает развернутыми, в высокой степени конкретизированными представлениями о будущем родительстве;
- для подавляющего большинства родительство, как социальная роль, видится приоритетной;
- материнство воспринимается в неразрывной связи с супружескими отношениями, приоритетный образ заботливой матери усиливает образ женщины, для которой материнство непротиворечиво сочетается с ролью супруги;
2. Представления о будущем родительстве имеют гендерную специфику. Юноши наряду с родительством, ставят в приоритет карьерный рост, меньше задумываются о таких функциях воспитания, как уход и обучение, проявляют большую ответственность и терпимость, но меньше упоминают о собственной чувствительности. Для девушек в приоритете ставится родительство, они проявляют большую чувствительность к ребенку, при этом функции ухода и обучения, так же в приоритете.
3. Представления бакинской молодежи о будущем родительстве обладают низкой степенью гармоничности:
- на фоне осознания, высокой важности реализации функции ухода за ребенком, бакинская молодежь недооценивает важность таких функций как воспитание и организация условий для успешного развития (обучение);
- бакинская молодежь имеет крайне скудные представления о средствах воспитания ребенка, что не дает возможности успешно реализовать поставленные цели воспитания;
- представления бакинской молодежи о родительской позиции искажены, она подменяется равноправной дружеской, а, в некоторых случаях, супружеской позицией;
- в представлениях бакинской молодежи о будущем родительстве не учитывается специфика возраста ребенка, накладывающая ограничения на его возможности стать равноправным партнером во взаимодействии;
4. Представления бакинской молодежи о будущем родительстве во многом совпадают с представлениями московской молодежи:
- в обеих выборках положительное представление о родительтсве преобладает
- как бакинская молодежь, так и московская делают акцент на дружеских отношениях с ребенком, что может быть отражением их собственных актуальных потребностей;
- в обеих выборках наблюдается дефицит представлений о средствах достижения целей воспитания;
- в обеих выборках приоритет отдается образу заботливой матери, готовой поддержать ребенка во всех его начинаниях.
5. Представления бакинской молодежи о будущем родительстве обладают выраженной социо-культурной спецификой по сравнению с московской:
- родительство выступает в качестве приоритетной ценности, в то время как у московской молодежи оно все чаще конкурирует с ценностями профессионального развития и общественной жизни;
- целью воспитания ребенка чаще всего выступает появление близкого человека, что служит средством достижения собственного эмоционального благополучия, в то время как московская молодежь ставит цель воспитания достойного, успешного человека, что призвано обеспечить благополучие самого ребенка.