Аннотация:В магистерской диссертации систематизированы особенности развития сетевого бизнеса на основе анализа и классификации различных форм его организации: ассоциации, корпорации, территориальные кластеры, холдинговые компании и франчайзинг. Выявлены положительные и отрицательные факторы, влияющие на развитие сетевого бизнеса в сфере услуг в РФ; к положительным факторам относится высокая адаптивность сетевых компаний к работе в нестабильных и кризисных условиях; к отрицательным – невысокая предпринимательская культура, недостаточно эффективное управление сетевыми компаниями; низкая доля инноваций в развитии сетевых структур.Разработаны рекомендации по кластерному развитию крупных торговых центров в РФ в условиях экономического спада: обоснована целесообразность развивать в них, помимо торговых, культурные и образовательные функции, а также создавать вокруг них парковые зоны; в крупных городах рекомендуется создание торговых центров нового формата – так называемых аутлет-центров.Сформулированы предложения по развитию туристического кластера в СКФО на основе эффективного партнерства государственных и муниципальных органов власти, институтов развития и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в его развитии.