Аннотация:Работа посвящена изучению особенностей эмоциональных переживаний подростков с ожоговой травмой. В подростковом возрасте в эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги, которые определяются стремлением детей выглядеть взрослыми, занять определенное место в жизни, желанием самоутвердиться в глазах окружающих и в первую очередь сверстников. Самоутверждение и самовыражение и связанные с ними чувства являются главными в эмоциональной сфере личности подростка. Другим ведущим чувством у подростков выступает чувство товарищества, которое постепенно переходит в чувство дружбы и любви к противоположному полу. Непринятие коллектива может стать трагедией, отсутствие друзей – основным переживанием. Еще одним эмоционально значимым фактором в жизни подростков становится их внешность. Они много времени проводят перед зеркалом, изучают себя, ищут изъяны (как правило находят, даже если их нет), глубоко переживают свое несовершенство и бывают недовольны своей внешностью.
Ожоговая травма практически всегда сопровождается обезображиванием внешности пострадавшего и инвалидизацией, которые создают для личности подростка сложную стрессовую ситуацию, где психогенные переживания тесно связаны с соматическим состоянием.
Термические поражения являются распространенным и тяжелым видом травм, имеющих высокую летальность. В соответствии с данными литературы, с каждым годом наблюдается увеличение частоты и масштабов аварий, катастроф с большим количеством пострадавших от ожогов, в том числе и детей (Жегалов В.А., 2003).
Дети, согласно исследованиям Рудовского В., Назиловского В., Зиткевича В., Зинкевича К. (1980), составляют 22-25% в общей структуре санитар¬ных потерь при массовых ожоговых поражениях. Вместе с тем значительное число детей и подростков страдают в результате бытовой ожоговой травмы; из них 93% травмируются в домашних условиях. Среди детей всех возрастов ожоги — третья по частоте причина смерти от травм (Казанцева Н.Д., Баидурашвили А.Г., Цветаев Е.В. и др., 2002.-С.49-50).
Термические поражения, вызывающие возможность возникновения нервно-психических расстройств, представляют серьезную медицинскую, социальную, психологическую и экономическую проблему. В последние деся¬тилетия наблюдается рост ожоговых травм (Азолов В.В.,2002).
Проблемы ожогового травматизма и его профилактика у детей и подро¬стков по своему медицинскому, социальному и общечеловеческому значению являются актуальными вопросами, как медицины, так и психологии, коррекционной педагогики. Ожоговые травмы в детском и подростковом возрасте привлекают большое внимание и с медико-психологической точки зрения.
Ожоговая болезнь представляет собой заболевание с достаточно мощным психогенным зарядом. С одной стороны, сама по себе ожоговая травма и обстоятельства ее получения (авария, катастрофа, несчастный случай) вызы¬вают острые психогенные переживания страха, угрозы смерти, с другой — возникшая в результате этой травмы ожоговая болезнь и ее последствия (обезображивания, инвалидизация) создают для личности пострадавшего сложную стрессовую ситуацию.
Актуальность проблемы. На сегодняшний день существует мало работ посвященных проблеме переживания подростками ситуации травмы. В литературе есть данные, которые сообщают только о том, к чему приводит травмирующая ситуация, но совершенно не отображается сам процесс переживания и совладания с ситуацией травмы. Поэтому мы считаем необходимым изучить и проанализировать переживания подростков с ожоговой травмой для организации компетентной психологической помощи. Т.к. возникающие психологические проблемы, такие как посттравматическое стрессовое расстройство, дисморфофобический синдром, тревожно-фобические и депрессивные расстройства, нарушения поведения и т.п., часто выходят на первый план и начинают тормозить процесс восстановления физических возможностей ребенка.
В настоящее время выделяют два основных подхода к пониманию задач реабилитации. Первый – функциональный подход, где приоритетным является максимальное восстановление возможностей больного: уменьшение степени зависимости
от других людей и восстановление трудоспособности. Второй подход – социальный: приоритетным является восстановление социальных, в том числе семейных связей и отношений больного, его престижа в собственных глазах и глазах окружающих. Оба этих подхода предполагают обращение к психологическим аспектам проблемы реабилитации.
Гипотезы исследования:
1. Возраст получения ожоговой травмы будет влиять на процесс переживания ситуации травмы.
2. Уровень тревоги подростков, получивших ожоговую травму, будет выше, чем у здоровых подростков.
3. Существуют качественные отличия эмоциональных переживаний подростков с ожоговой травмой и здоровых подростков.
Объект исследования: эмоциональные переживания подростков с ожоговой травмой.
Предмет исследования: переживания подростка в ситуации ожоговой травмы.
Цель работы: изучение эмоциональных переживаний подростков с ожоговой травмой.
В связи с этим были определены задачи исследования:
1. Провезти анализ литературы по проблеме исследования.
2. Исследование когнитивной сохранности подростков с ожоговой травмой.
3. Исследовать качественные формально-динамические характеристики эмоциональных переживаний подростков с ожоговой травмой в сравнении со здоровыми подростками.
4. Проанализировать, как переживается ожоговая травма, в зависимости от возраста травматизации, длительности посттравматического периода и пола ребенка.
5. Исследовать особенности самовосприятия у подростков с ожоговой травмой в сравнении со здоровыми подростками.