Аннотация:В дипломной работе исследованы новые медиа в контексте концепции структурного насилия, проведен анализ функционирования технологических компаний как активных субъектов современной коммуникации и выявлены общие для новых медиа механизмы воздействия на все сферы жизни человека.
Понятие структурного насилия — центральное в данном исследовании — вводится в научный оборот в конце 1960-х норвежским социологом Й. Галтунгом для обозначения мер, ограничивающих потребности человека в идентификации и свободе личности. Эти лимиты, устанавливаемые государством, проистекают из самой иерархической организации общества как системы, где залог доминирования одних элементов над другими — это источник социального порядка, то есть власти одних и подчинения остальных.
Переход от иерархически структурированного посредством системного насилия индустриального общества к горизонтально интегрированному сетевому тесно связан с контролем над каналами распространения информации. На это обращает внимание М. Фуко, чьи работы 1980-90 гг., представленные в исследовании, затрагивают проблематику утаивания знания как базиса осуществления механизмов власти и социальной эксплуатации.