Аннотация:Работа посвящена проблеме понимания текста младшими школьниками. Автор столкнулась с этой проблемой в своей кружковой работе и вынуждена была предпринимать специальные меры для ее решения. Эта проблема на самом деле распространена повсеместно и является общей, что и определяет актуальность работы.
Для решения проблемы был избран путь специального, искусственного построения ситуации искажения коммуникации, которая и явилась основанием для рефлексии и осознания того, что текст – не вещь, а именно средство коммуникации, и при его чтении нужно стараться понять, что хотел сказать этим текстом автор, а при написании – думать о том, что кто-то, кто этот текст будет читать, будет стараться понять, что хотел сказать автор.
Такие ситуации автор работы стала создавать с помощью специальных, разработанных ею игр, в которых в той или иной оранжировке один игрок создавал текст, описывающий какой-то рисунок или чертеж, а другой по этому тексту исходный образ восстанавливал. Несовпадение между исходным и конечным рисунком становилось поводом для рефлексивной дискуссии, результатом которой становилась смена позиции как пишущего, так и читающего.
Результатом этой работы стало улучшение понимания школьниками текста. Следует подчеркнуть, что сама методика проведения таких игр на занятиях по математике является оригинальной и ранее не использовалась, хотя проблема понимания текстов задач хорошо известна.