Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Кафедра стилистики русского языка факультета журналистики
Год защиты:2016
Аннотация:Объектом исследования стало творчество Сергея Леонидовича Доренко и В.В. Карпова на радио, телевидении, в блогосфере в период с начала 2000-х годов по сегодняшний день. Особое внимание уделялось их радиоработам, в частности эфирам на станции «Говорит Москва».
Предметом исследования являются лексические, грамматические, культурно-речевые особенности речи указанных журналистов.
Целью исследования стало создание речевых портретов Сергея Доренко и Владимира Карпова.
Для этого были использованы методы сбора информации, анализа найденных материалов, методы речевого портретирования и структурного моделирования.
Задачи исследования:
- анализ особенностей авторских передач и профессионального творчества Доренко и Карпова;
- анализ лексических и стилистических средств, используемых журналистами;
- анализ совокупного речевого портрета и речевого поведения в зависимости от источника (теле- и радиопередачи, видеоблог, письменные комментарии)
Актуальность исследования. Произносительная норма русского языка со временем подвергается трансформации. Любой язык является открытой, динамичной системой, которая изменяется под влиянием внешних факторов. Понимание вектора развития произносительной нормы дает пытливому исследователю возможность понять, в какую сторону будет развиваться современный ему язык.
Теоретическая составляющая работы основана на трудах В.В. Виноградова, Ю.Н. Караулова, М.В. Панова и современных лингвистов, исследующих речь. Часть работы посвящена особенностям публицистического стиля в целом, другие главы основаны на анализе речи С. Доренко и В. Карпова. Итогом изучения этих работ стало создание рабочего определения речевого портрета и, соответственно, гипотезы исследования: речевой портрет - это особенности речи, которые характеризуют человека с точки зрения его профессиональной, этнической, конфессиональной, гендерной и пр. принадлежности, указывают на особенности его темперамента, на возраст, политические убеждения и пр.
С целью проведения более полного анализа языковых личностей этих журналистов также приведены их биографические данные. В результате исследования выявлены основные художественные приемы, используемые С. Доренко и В. Карповым, названы стилистические особенности их речи, составлены речевые портреты.
Основное теоретическое понятие в моей работе - это языковая личность. Понятие «языковая личность», с точки зрения …, включает в себя философские, психологические и социологические взгляды на совокупность свойств человека, составляющих его качественную определенность, – физических и духовных. Однако прежде всего под «языковой личностью» понимается человек как носитель языка. Прежде всего, поскольку речь в исследовании пойдет о журналистах, нас интересует именно их речевая деятельность. Таким образом, объектом анализа в нашем случае станет результат деятельности профессиональных журналистов как «языковых личностей». Под «языковой личностью» понимаются также особенности вербального поведения человека, использующего язык как средство общения. Этот аспект рассмотрен в процессе взаимодействия наших героев с аудиторией, с интервьюируемыми и друг с другом. И, наконец, под «языковой личностью» может пониматься закрепленный в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка. Здесь имеются в виду мировоззренческие установки, ценностные приоритеты и поведенческие реакции, отражаемые в словаре исследуемых личностей.
Речь С. Доренко в радиопередачах, телепередачах, в его видеоблоге, в печатных текстах образна, метафорична, метонимична. В речи Доренко метафора представлена практически везде, вне зависимости от канала передачи информации. Доренко часто использует в настоящий момент гиперболу, метафору, гротеск, иронию.
Одним из основных свойств речевого портрета Доренко является неизменное соблюдение принципа диалогичности – как в письменной, так и в устной речи. Доренко всегда стремится задать вопрос, «втянуть» свою аудиторию внутрь текста, включить его в свое культурное поле, донести в полной мере используемые метафоры и другие тропы. Его речь в формате радиостанции и телепередач, когда Доренко не проводит интервью, а произносит собственный монолог, как таковым монологом не является – это своего рода отложенный диалог, теле- или радио- «письмо» его зрителям или слушателям, в котором он общается с аудиторией, как со своим собеседником. Ему, незримому собеседнику, Доренко сообщает/показывает факты, задает вопросы, аргументирует свою позицию – словом, создает пространство диалогического единства. Можно сделать вывод, что особенности языковой личности С. Доренко детерминированы не только индивидуальными качествами личности журналиста, но и системными свойствами современного радио и интернет-коммуникаций: демократичностью, принципиально диалоговым (диалогизированным) характером, прагматичностью, широким диапазоном целевой аудитории, необходимостью эффективно воздействовать на слушателей.
Говоря о его речевом портрете с точки зрения лексики, можно сказать о том, что Доренко, в отличие от многих собратьев по перу и цеху, старается использовать преимущественно литературные слова, редко в его речи можно встретить обсценную лексику – либо аллюзии к ней.
В речи Владимира Карпова обращает внимание его категоричность, прямолинейность и стремление добиться прямых ответов на поставленные вопросы. Экспрессивности речи Карпова добавляют фразеологизмы («не лаптем щи хлебали»), игра со словами («Или та бумажка, которая всем бумажкам бумажка?»), разговорные ругательства («к чертовой матери») и пр.Речь этого журналиста отличается крайней эмоциональностью. В устной речи (в радиопередачах) это выражается прежде всего на уровне синтаксиса: Карпов часто использует несколько вопросительных предложений подряд примерно одного и того же содержания (создается ощущение, будто идет допрос), использует неполные предложения (прерывает собеседника и как бы договаривает за него), прибегает к вопросительным и восклицательным конструкциям и пр. Что касается лексического уровня, то можно отметить, что речь Карпова отличается обилием разговорных слов и оборотов, которые соседствуют с общественно-политической лексикой.
В заметках Карпова в соцсетях обнаруживается другая грань его личности. Здесь он тоже экспрессивен, но эмоциональность текста создается разными средствами, при этом решающее значение приобретают лексические возможности языка, а также графические средства ПРИМЕР. Здесь Карпов пишет о том, что ему интересно, что его трогает, а его заметки рассчитаны на сравнительно небольшой круг подписчиков. Хотелось бы отметить, что в речи Карпова слишком много разговорных элементов, которые нередко выглядят неуместно и затрудняют восприятие. Письменная речь этого журналиста развита значительно лучше устной, и в ней в большей степени отражается его индивидуальность и творческая натура. Однако это может быть обусловлено также и законами жанра: радиоэфиры Карпова имеют чёткую структуру, это не «свободный полёт мысли», а выстроенные программы. Не поддаваясь соблазну уйти в образность и потерять жёсткий стержень суждений за расплывчатой формой, Владимир теряет в образности из-за отсутствия «искры», «огонька», зато имеет такие достоинства, как глубокая аналитика и умение задавать вопросы, не выпячивая собственную личность, имея в виду прежде всего интересы интервьюируемого. Более того, мне безгранично импонирует его подход к профессии в целом. Тем интереснее, кстати, факт, что Карпов так и не получил высшего образования: по сути, он из тех самоучек, которые стремятся к новым знаниям, ищут смысл жизни, себя в профессии и потому являют собой образ современного журналиста-правдоискателя
Подводя итог сравнительного анализа, отмечу, что мы имеем дело с противоположными типами современного российского журналиста. В случае с Сергеем Доренко следует говорить о журналистике авторской, не всегда идеально профессиональной; яркой и образной, но порой стёбной. Безусловно, эпатаж Доренко привлекает определённый сегмент аудитории, причём далеко не всегда речь идёт о так называемых «простых людях». В случае же с Владимиром Карповым мы имеем дело с безупречным ремесленником, в том значении этого слова, который воплощается для нас в образе Бенвенуто Челлини, чья работа по изготовлению ювелирных изделий была высоко оценена современниками.