Аннотация:Сократические исчисления были впервые представлены в [9] в рамках обозначенного в [8] подхода к построению эротетических логик, или логик вопросов. Этот подход, на-
зываемый Доказательственная Эротетической Логикой (Inferential Erotetic Logic, или
IEL), фокусируется на процессе формального вывода одних вопросов из других, в отли-
чие от подходов (например, [3]), ориентированных на внутренную структуру вопросов или
отношение между вопросами и их ответами.
IEL предусматривает рассмотрение двух видов вывода: вопроса из множества утвер-
дительных предложений и вопроса из множества вопросов и, возможно, утвердительных
предложений. Сократические исчисления ориентированы на наиболее простой подвид вто-
рого вида – вывод вопроса из множества, единственным элементом которого является во-
прос.
Вслед [9], задавшим сократическое исчисление для классической логики высказываний,
соответствующие исчисления были заданы в [10] для классической логики первого порядка
и в [4] для нормальных модальных логик высказываний. В [6] было задано сократическое
исчисление для пропозициональной логики линейного времени (Propositional Linear-Time
Logic, или P LT L), впервые предложенной в [5] и ориентированной, как и IEL, на вопросы
преимущественно синтаксического характера.
Для P LT L в [11] был построен табличный метод, послуживший опорой для построения
исчисления в [6]. Особенностью P LT L является сочетание в нем оператора, соответству-
ющих дискретному временному ряду, и операторов, которые могут соответствовать как
дискретному, так и непрерывному временному ряду. В связи с этим большинство эффек-
тивных не-аксиоматических методов доказательства для этой логики требует введения циклов, что вызывает трудности при рассмотрении метатеоретических вопросов, касаю-
щихся этих методов.
По этой причине факт наличия у заданного в [6] сократического исчисления важных
для работы с ним свойств – в особенности, его адекватности заданной семантике – доказан
не был. Настоящая работа ставит своей целью провести анализ этого исчисления, выявить
проблемы, которые возникают при работе с ним, и предложить решения для этих проблем.