Аннотация:Вплоть до начала XX века уголь бесспорно был основным энергетическим ресурсом. О существовании нефти было известно ещё в древности, но как вид топлива её стали использовать лишь во второй половине XIX века. Первые нефтяные скважины были пробурены в Российской Империи (1847 / 1864) и США (1859), но в промышленных масштабах нефть стали добывать несколько позже. Примечательно, что на начало XX века Российская Империя и США – единственные “великие” державы, имевшие возможность добывать нефть в промышленных масштабах на непосредственно своей территории. У таких мировых лидеров той эпохи как, например, Англии и Франции такой возможности не было. Именно поэтому вышеупомянутые европейские державы стали искать нефть в недрах своих колоний.
Уже тогда к химикам и экономистам пришло осознание, что эпоха угля скоро закончится и что ему на смену придут новые виды топлива, произведённые из нефти. Чуть позже, помимо нефти, станут добывать природный газ, объёмы добычи и масштаб использования которого будут меньше, чем объёмы добычи и масштаб использования нефти вплоть до конца XX века, но который также составит конкуренцию углю.
Отсутствие в европейских недрах достаточного количества нефти и газа породило европейскую нефтегазовую зависимость, которая возникла практически сразу после появления европейских нефтегазовых отраслей – спрос на ресурс с самого начала превышал предложение. Добыча ресурсов в заморских колониях продолжилась и после распада колониальной системы: национальные добывающие компании стали транснациональными. Ситуация, тем не менее, не изменилась – Европа продолжала оставаться зависимой от поставок из-за рубежа.
Появление новых технологий во второй половине XX века, позволивших добывать нефть с шельфа, несколько снизило зависимость стран Европы от внешних поставок. Значительные запасы нефти были обнаружены на шельфе Северного моря, некоторое количество месторождений было разработано в Италии, но это не решило нефтегазовую ресурсную проблему. Сегодня большая часть стран Европы, как и 50, и 100 лет назад не может снабжать свои экономики нефтью и газом самостоятельно и полагается на импорт из-за рубежа. Пятью главными источниками нефти и газа для европейских стран сегодня являются Россия, Норвегия, Алжир, Нигерия и страны Персидского Залива.
Россия (СССР) не всегда была ключевым поставщиком ресурсов для Европы. Её роль значительна возросла после строительства ряда крупных трубопроводных систем и после ряда энергетических кризисов, во время которых только поставки из России смогли компенсировать европейский дефицит (например, дефицит, возникший вследствие эмбарго 1973 года). Сегодня, когда Россия является крупнейшим поставщиком в ЕС как
нефти, так и газа, тяжело представить, что всего лишь 50 лет назад ситуация была абсолютно иной.
Понятие “диверсификация” появилось в экономическом лексиконе относительно недавно: диверсификация рисков, диверсификация активов, диверсификация бизнеса. Фактически же оно появилось ещё до нашей эры: купцы пытались обезопасить себя от различных форс-мажоров за счет широких связей и множества торговых партнеров, аналогично поступали и государства, которые могли сегодня торговать с другим государством, а уже через несколько месяцев – воевать.
В энергетической отрасли экономисты пошли дальше и создали понятие “энергетическая безопасность”. Примечательно, что вдохновил их на это ранее упомянутый кризис 1973 года. Единая для всех трактовка термина до сих пор не сформулирована, но все определения подчеркивают две важных характеристики энергетической безопасности: бесперебойность поставок энергии и доступность цен. Очевидно, что “энергетическая безопасность” и “диверсификация источников энергии” – практически неотделимые друг от друга понятия: для достижения бесперебойности поставок нужно полагаться на несколько надежных поставщиков, чтобы, в случае форс-мажора у одного из поставщиков, иметь возможность переключиться на другого поставщика, а для достижения доступности цен достаточно избежать монопольной власти одного из поставщиков.
Объединение большинства стран Европы в Европейский Союз определённым образом изменило подход европейских государств к энергетической безопасности. Роль стабильности поставок энергоресурсов значительно возросла, так как энергетический коллапс даже в одной стране немедленно скажется на экономической ситуации интеграционной структуры в целом. Страны Евросоюза стали разрабатывать совместный подход к энергетике, что привело к появлению трёх, так называемых, энергопакетов, утверждённых Советом ЕС и Европарламентом. Одним из ключевых элементов европейского подхода была провозглашена диверсификация нефтегазового импорта. Необходимо отметить, что, в случае Европейского Союза, “диверсификация источников энергии” и “политика диверсификации нефтегазового импорта” – связанные понятия, вследствие ранее обозначенной европейской нефтегазовой зависимости.
Россия сегодня является ключевым поставщиком нефти и газа в Европу, благодаря своей географической близости и наличию прямого и удобного (оборудованного необходимой инфраструктурой) сухопутного пути до потребителя. Политика диверсификации, проводимая Евросоюзом, очевидно, затронет интересы России. Тем не менее, совокупность факторов порождает сомнение, что страны Европы смогут значительно снизить зависимость от своего ключевого поставщика. По крайней мере, в кратко- и среднесрочной перспективах.
Тема диверсификации нефтегазового импорта в странах Евросоюза всегда была актуальной для России как основного поставщика энергоресурсов, но актуальность вопроса значительно возросла в 2014 году, когда началась “эпоха санкций” и отношения между Европой и Россией значительно ухудшились, в результате чего возникли опасения о нанесении “санкционного удара” по российским углеводородам. Тем не менее, в наши дни, 5 лет спустя, к данной теме прикован ещё больший интерес, ведь, несмотря на охлаждение отношений и политические санкции, реализуется весьма амбициозный проект “Северный поток-2”.
Какие факторы влияют (влияли / будут влиять) на нефтегазовый импорт стран ЕС и какие из них оказывают (оказывали / будут оказывать) ключевое влияние на выбор страной поставщика энергоресурса? Каковы возможности диверсификации каждой отдельной страны? Какую роль играет политика (в частности, мировая политическая обстановка) при выборе поставщика? На эти и многие другие вопросы предпринята попытка ответить в данной работе.