Аннотация:Ключевые понятия работы: диспозиционный пессимизм; атрибутивный стиль; защитный пессимизм; совместная деятельность; системная функция.
Цель исследования: выделение социально-системной функции пессимизма в совместной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования оптимизма и пессимизма, проводящиеся в рамках позитивной психологии (Селигман М., Сегерстром С., Yee P.L., Pierce G.R., Ptacek J.T., Modzelesky K.L.), труды психологов, занимающихся системной семейной терапией (Черников А.В., Пэпп П., Нейпир О., Витакер К., Варга А.), командными (Р.Белбин) и управленческими (И.Адизес) ролями, традиция деятельностного подхода в психологии, в рамках которой разрабатывалось понятие «совместная деятельность» как корень единства группового субъекта (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, А.Л.Журавлев, Л.И.Уманский и др.).
Объект исследования: пессимизм как индивидуальная диспозиционная черта и ситуационный групповой эффект.
Предмет исследования: социально-системная функция пессимизма, осуществляемая в совместной деятельности школьников.
На основании результатов предыдущих исследований и в соответствии с предметом и целью исследования была выдвинута общая гипотеза о том, то пессимизм выполняет социально-системную функцию, обеспечивающую эффективность совместной деятельности по типу групповой формы защитного пессимизма. На основе общей гипотезы проверялись следующие частные гипотезы:
1. Степень выраженности индивидуального ситуационного пессимизма более сильно связана с выраженностью диспозиционного пессимизма, чем с выраженностью атрибутивного пессимизма.
2. Повышение группового ситуационного пессимизма («сдвиг в группе к пессимизму») обусловлено совместной деятельностью по обсуждению задач на риски.
3. Диспозиционный пессимизм членов группы усиливает групповой сдвиг ситуационного пессимизма («сдвиг группы к пессимизму»).
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Тест оптимизма (ЕLOT) Е.С.Чанга;
2. Опросник стиля объяснения успехов и неудач, подростковая версия (СТОУН-П) Гордеевой Т.О., Осина Е.Н., Шевяховой В.Ю.;
3. Модификация методики определения склонности к риску Когана Валлаха для определения уровня ситуационного пессимизма.
Результаты исследования частично подтвердили выдвинутые гипотезы. Показано, что степень выраженности индивидуального ситуационного пессимизма более сильно связана с выраженностью диспозиционного пессимизма, чем с выраженностью атрибутивного пессимизма. После совместного обсуждении задач на риски происходит сдвиг к пессимизму – возрастание ситуационной пессимистичности решений после проведения групповой дискуссии по сравнению с первоначальными решениями членов группы. Гипотеза о том, что диспозиционный пессимизм членов группы усиливает групповой сдвиг в сторону ситуационного пессимизма, не подтвердилась. Однако косвенным подтверждением данной гипотезы можно считать обнаруженную разницу в сдвиге индивидуального пессимизма у испытуемых, которые работали в группах с пессимистами и у испытуемых, которые работами в группах без пессимистов. Хотя значимость полученного сдвига превышает допустимый уровень значимости р=0,05, расчет мощности эффекта показал, что при увеличение выборки вдвое высока вероятность получить значимый эффект того, что сдвиг к пессимизму у не-пессимистов, работавших в группе с пессимистами, больше, чем у не-пессимистов, работавших в группе с не-пессимистами. Это может означать, что пессимисты как бы «распространяют» свой пессимизм на не-пессимистов, с которыми работают.