Аннотация:Актуальность темы. 21 век с уверенностью можно назвать веком масс-медиа. Средства массовой информации развиваются с невероятной скоростью, используют разнообразные новые техники, средства и модели коммуникации. СМИ опосредствуют множество процессов, в том числе и процессы переговоров. Переговоры в медийном пространстве имеют свои особенности, которые требуют специального изучения.
Феномен переговоров знаком каждому человеку. Однако переговоры существуют не только на бытовом уровне, они стали предметом профессиональной деятельности, приобрели свою структуру и особенности. Множество психологических факторов детерминируют процесс переговоров и влияют на его результативность и эффективность.
Переговоры в сути своей - противостояние умов, однако неразумно опускать влияние эмоциональной сферы. Важную роль играет эмоциональное саморегулирование оппонента, способность реагировать и правильно распознавать эмоции другого оппонента. В данной работе эмоциональной сфере уделяется отдельное внимание, в тексте будет излагаться проблема образа партнера по переговорам и проблема построения образа у людей с разным уровнем эмоционального интеллекта. Основная цель данной работы - это выявление взаимосвязи между уровнем интеллекта и конструированием образа партнера по переговорам.
В данной работе мы постараемся оценить успешность переговоров в медиа-пространстве человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта, а также выявить разницу способностей между людьми с высоким и низким эмоциональным интеллектом.
Гипотезы исследования
1. У переговорщиков с высоким уровнем эмоционального интеллекта и у переговорщиков с низким уровнем эмоционального интеллекта будут различаться стратегии ведения переговоров.
2. У переговорщиков с высоким уровнем эмоционального интеллекта и у переговорщиков с низким уровнем эмоционального интеллекта представления о процессе переговоров будут иметь содержательные отличия.
Объект исследования – работники медийной сферы.
Предметом данного исследования являются особенности эмоционального интеллекта работников медийной сферы, их представление образа партнёра по переговорам и предпочитаемые стратегии ведения переговоров.
Цель исследования – выявить влияние эмоционального интеллекта на предпочитаемые стратегии ведения переговоров и представления о содержании переговорного процесса у работников медийной сферы.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить основное содержания понятия «переговоры», выделить значимые аспекты в переговорном процессе;
3. Проанализировать отечественные и зарубежные подходы к эмоциональному интеллекту;
4. Выявить связь переговорного процесса, предпочитаемой стратегии переговоров с эмоциональным интеллектом;
5. Проанализировать связь формирования образа партнёра по переговорам с уровнем эмоционального интеллекта;
6. Выявить содержательные различия в представления о процессе переговоров у переговорщиков с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологической литературы по проблеме исследования;
2. Опросник на определение уровня эмоционального интеллекта Люсина;
3. Методика «Неоконченные предложения»;
4. Опросник Томаса-Килмена на поведение в конфликтной ситуации
5. Количественная (хи-квадрат) и качественная обработка данных.
Характеристика выборки: 40 респондентов (мужчины и женщины любого возраста, работающие в сфере медиа и участвующие в переговорном процессе).
Этапы организации исследования:
• предварительный этап, на котором осуществляются планирование и разработка стратегии исследования, выделяется его проблема, формулируются цель и задачи, уточняется гипотеза, осуществляется выбор методов исследования и т.д.;
• этап исследования, на котором, собственно, и протекает непосредственное изучение проблемы;
• завершающий этап – обобщение следствий изучения проблемы исследования, формулирование основных выводов и перспектив.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении сформулированы актуальность, цель, задачи, гипотеза исследовательской работы, определены объект и предмет, методы исследования, эмпирическая и теоретико-методологическая базы, а также новизна исследования.
Первая глава работы посвящена теоретической части исследования и состоит из трёх частей, где в параграфе 1.1. рассматриваются особенности переговорного процесса. В параграфе 1.2. проводится анализ отечественных и зарубежных подходов к эмоциональному интеллекту, даётся сравнительный анализ общего и эмоционального интеллекта, а также выделяется связь между переговорным процессом и эмоциональным интеллектом. Параграф 1.3 включает выводы из главы 1.
Вторая глава посвящена практической части исследовательской работы и состоит из четырёх частей.
В заключении подводятся итоги исследования. В списке литературы представлен перечень материалов, послуживших основой для данного исследования. В приложении представлены материалы практического исследования.
Теоретическая значимость исследования. В процессе написания данной работы было рассмотрено понятие «переговоры», выделена структура переговоров, цели, функции, стратегии и тактики переговоров, проанализировано формирование образа партнёра по переговорам, рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к эмоциональному интеллекту, проведено сравнение общего и эмоционального интеллекта, выявлена связь между переговорным процессом и эмоциональным интеллектом..
Практическая значимость исследования. Материалы настоящей работы могут стать основой для проведения дальнейших исследований переговорного процесса в медийном пространстве, а также стать материалом для рекомендаций по ведению переговоров для людей с разным уровнем эмоционального интеллекта.