Аннотация:На настоящий момент ясно, что система активаторов плазминогена направлена не только на удаление отложений фибрина и внеклеточный протеолиз. Она активно участвует в модуляции воспалительных и иммунных реакций, а также вовлечена в регуляцию многих важных процессов, связанных с нормальным и патологическим функционированием центральной нервной системы. В настоящей работе мы детально описали вовлечение системы активаторов плазминогена в молекулярный ответ на судороги и возможную связь с рецепторами нейротрофинов. Мы показали, что урокиназный рецептор и тканевой активатор плазминогена индуцируются в ранние сроки после судорог, имеют схожий паттерн активации и являются непосредственно ранними генами. Интересно, что срокам активации экспрессии uPAR и tPA, соответствовало увеличение экспрессии рецепторов нейротрофинов (TrkC и p75NTR), играющих важную роль в регуляции выживаемости нейронов. Мы также использовали технологию CRISPR/Cas9n для направленного подавления гена Plaur в клетках нейробластомы Neuro 2A и показали, что нокаут Plaur значительно снижает уровень экспрессии мРНК полноразмерной формы TrkC, что подтверждает наши данные о взаимосвязи системы активаторов плазминогена и системы нейротрофинов/нейротрофиновых рецепторов на уровне регуляции экспрессии.
С другой стороны, активация экспрессии урокиназы и ее ингибитора имела отсроченный характер, а их совместная индукция может говорить о четкой координация протеолитической функции урокиназы на поздних сроках пост-эпилептического ответа.
Полученные нами данные дополняют результаты предыдущих исследований, посвященных изучению молекулярного ответа на судорожные процессы в головном мозге. Однако, тот факт, что урокиназный рецептор является непосредственно ранним геном, экспрессия которого регулирует экспрессию рецептора нейротрофина, был установлен нами впервые. Дальнейшее установление роли компонентов этой системы в регуляции состояния головного мозга после генерализованной активации нейронов является перспективным в свете понимания и лечения эпилепсии.