Аннотация:Актуальность работы связана,во-первых, с внутриполитическими событиями, произошедшими в Республике Армения весной 2018 года, приведшими к смене власти путем «бархатной» революции. Премьер-министр Н. Пашинян с первых дней своей службы показал серьезную готовность руководства страной. Он провел большое количество встреч как с европейскими лидерами, так и лидерами Евразийского экономического союза, демонстрируя уверенное видение дальнейшей внешней политики Армении. Во-вторых, исследуемая тема актуальна в связи со вступлением Армении в Евразийский экономический союз в 2015 г. Важность темы очевидна и в свете подписания в конце 2017 года Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армении и Европейского союза. Тем самым, Армения достигла подхода «и…и» в своей внешней политике, заключающегося в сочетании евразийской и европейской интеграции. Вопрос успешности такого маневра и дальнейшего развития основанных на нем международных отношений РА является важной составляющей данной исследовательской работы.
Степень разработанности темы. Проблематика сотрудничества Республики Армения с Российской Федерацией и Европейским союзом исследуется в работах как отечественных, так и зарубежных авторов, однако темаа одновременного сотрудничества Республики Армения
с Российской Федерацией и странами ЕС в рамках интеграционных объединений все еще недостаточно исследована. Как предмет специального анализа она затрагивается лишь в нескольких небольших статьях
и публикациях.
Научная новизна ВКР заключается, во-первых, в исследовании ключевых предпосылок развития двусторонних отношений между Арменией с РФ и ЕС с момента распада Советского Союза и до настоящего времени. Во-вторых, в работе рассматриваются внутриполитические изменения в Армении, которые оказывают существенное влияние на ее внешнеполитические приоритеты. В-третьих, дается сравнительный анализ приоритетов Республики Армения в отношении европейского и евразийского векторов развития.
Объектом исследования - внешняя политика Республики Армения.
Предмет исследования – взаимодействие Республики Армения с Российской Федерацией в ЕАЭС и с Евросоюзом.
Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы путем сравнительного анализа выявить приоритеты в отношениях Республики Армения с Российской Федерацией в ЕАЭС и Европейским Союзом.
Цель предполагает решение следующих задач:
1) Проанализировать концептуальные основы внешней политики Республики Армения.
2) Обозначить сотрудничество Армении и России в Евразийском Экономическом Союзе.
3) Выявить возникающие противоречия в ходе углубления сотрудничества с РФ.
4) Проанализировать сотрудничество Республики Армения
с Европейским Союзом.
5) Обозначить пути дальнейшего развития двусторонних отношений между Арменией с Россией и Европейским Союзом.
Теоретико-методологическая основа исследования.
В своем исследовании автор опирался на публикации отечественных
и зарубежных авторов, официальные документы Армении, России и Европейского Союза, материалы пресс-конференций глав государств, органов представителей и законодательной власти, сайтов МИД России, Армении и Европейского Союза, другие электронные источники. Особое место уделено концептуальным основам внешней политики в военно-политической области и межгосударственному сотрудничеству в рамках интеграционных объединений. Этим вопросам посвящена первая глава работы.
Методология исследования базируется на сравнительном подходе, который позволяет учитывать включенность Армении в общий контекст международной политики в ее региональном измерении и дает возможность обобщения эмпирического материала, связанного с фактами, характеризующими позиции исследуемых государств
и межправительственных организаций с точки зрения их влияния на внешнеполитические приоритеты руководства РА. Наряду с этим сравнительный подход позволяет проследить становление и эволюцию отношений Армении с Россией и Евросоюзом. Системный подход позволяет выявить краткосрочные и долговременные внешнеполитические приоритеты Республики Армения. В работе также использованы описательный, институциональный и проблемный методы, общенаучные методы анализа
и синтеза, аналогии и др.
Структура исследования соответствует поставленным целям
и задачам исследования и включает введение, три главы, заключение
и список использованной литературы.
В первой главе изучены концептуальные основы внешней политики Республики Армения, предполагающие установление добрососедских отношений со странами региона. В целях обеспечения международных интересов страны, руководство Республики проводит многостороннюю активную политику участия в международных организациях и институтах. В результате сформировался принцип разнонаправленной внешнеполитической стратегии, подразумевающий проведение комплементарного внешнеполитического курса, предполагающего полноценное участие Республики Армения в международных и региональных процессах.
Во второй главе обозначено взаимодействие Армении и России
в Евразийском Экономическом Союзе, выявлены возникающие противоречия в ходе углубления сотрудничества и отмечены пути дальнейшего развития двусторонних отношений. С каждым годом экономическое сотрудничество между Россией и Арменией в рамках ЕАЭС углубляется и совершенствуется, о чем свидетельствуют экономические показатели, приведённые в работе. Перспективы сотрудничества стран отмечены в таких сферах, как энергетика, экономика, транспорт, туризм, инвестиционная политика, военно-политическая сфера и др. Что касается военно-политического сотрудничества России и Армении, то оно является основным сдерживающим фактором, препятствующим возобновлению боевых действий и способствующим сохранению безопасности и стабильностив регионе.
В третьей главе проанализировано сотрудничество Республики Армения с Европейским Союзом. Евросоюз оказывает разнонаправленную поддержку Армении в различных сферах, а новое руководство Республики
в свою очередь стремится развивать и укреплять международные связи
с представителями европейских государств путем двусторонних встреч. Подписание Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерском сотрудничестве однозначно следует рассматривать как прорыв в отношениях между Арменией и Евросоюзом и первый успешный пример комплементарной внешней политики постсоветского государства. Армения нашла возможность поддержания своего суверенитета в отношении Евразийского экономического союза и в расширенном сотрудничестве
с Европейским Союзом.
В Заключении работы подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.