Аннотация:Выпускная квалификационная работа бакалавра Сотниковой Анны Евгеньевны
«Формирование визуальной грамотности как проблема современного образования»
Становление визуальности как одной из доминирующих рецептивных практик, включающейся в поле прагматики всех сфер, стало вызовом как для философии в целом, так и для философии образования в частности. Изменившийся контекст современности привел к необходимости переосмысления понятия «грамотность» как результата образования. Сегодня грамотность не может рассматриваться в отрыве от огромного числа социальных, технологических факторов, она с необходимостью включает в себя визуальную грамотность, так как изобилие и сложность информации, которая в настоящее время передается визуально, требует от индивида знания правил и средств визуализации информации, навыков интерпретации визуальных смыслов и умения реализовать их во всех видах деятельности. В связи с чем визуальная грамотность как компетенция представляется необходимым элементом результатов современного образования, главной целью которого в соответствии с сегодняшним социальным заказом должна стать готовность и способность учащихся к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющейся реальности.
Объект исследования: феномен визуальной грамотности
Предмет исследования: сущность визуальной грамотности как компетентностного результата современного образования.
Цель работы: рассмотрение природы визуальной грамотности и проблемы ее формирования в современном образовании.
Задачи:
1. проанализировать социальный контекст современности и выявить основные предпосылки возникновения феномена визуальной грамотности;
2. выявить подходы к определению визуальной грамотности, ее сущностные характеристики;
3. определить пул навыков -- элементов, входящих в визуальную грамотность как компетентностный результат образования;
4. определить визуальную грамотность как один из результативных ориентиров современного образования.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из трех глав, две из которых разделены на параграфы, введения, заключения. Работа снабжена научно-справочным аппаратом. В библиографию включен список цитируемой и упоминаемой литературы, преимущественно англоязычных авторов, которые ранее не рассматривались в русскоязычном исследовательском поле. Полный корпус текстов, который был рассмотрен и проанализирован для проведения исследования, представляет собой гораздо больший объём и не отражен полностью в списке используемой литературы.
В первой главе ВКР («Социальный контекст возникновения феномена визуальной грамотности») было определено, что основными предпосылками возникновения феномена визуальной̆ грамотности стали процессы технократизации и информатизации, которые привели к демократизации производства образов и к их массовому тиражированию; а так же процессы глобализации и интернационализации, в рамках которых визуальные символы стали играть роль межкультурного метаязыкового способа обмена информацией. Именно эти процессы обусловили возрастающую роль визуального в современном мире и, по мнению теоретика культуры Вильяма Джона Томаса Митчелла, стали причиной перехода от «лингвистического поворота к визуальному», который утвердился как один из основных вопросов философского рассмотрения современности. Изменившийся контекст современности привел к необходимости переосмысления и трансформации понятия «грамотность». Данная педагогическая категория стала рассматриваться с позиций, принимающих во внимание мультимодальность форм коммуникации и динамичность современных систем смыслов, создающихся, развивающихся и изменяющихся в ответ на коммуникативные потребности общества.
Во второй главе ВКР («Визуальная грамотность: подходы к определению, сущностные характеристики») были проанализированы подходы к определению визуальной грамотности и выделению ее сущностных характеристик. Анализ существующих в литературе подходов показал, что спор об определение визуальной грамотности может быть сведен к выделению специфики понимания визуального в дихотомии с вербальным, а также к фиксации разницы в понимании «грамотности» в контексте компетенции визуальной грамотности. Вследствие чего автором была предпринята попытка дать собственное операциональное определение визуальной грамотности через описание пула навыков, включаемых авторами в эту компетенцию, на основании англоязычных исследовательских материалов. Было выявлено, что на уровне имеющихся разработок компетенция визуальной грамотности сводится к уровню навыков, включающих визуальное восприятие; визуальное воображение и созидание; способность к концептуализации; анализ. В дополнительной концептуальной проработке нуждаются знаниевый и личностный аспекты визуальной грамотности.
В третьей главе ВКР («Визуальная грамотность и современное образование») было определено место визуальной грамотности в современном образовании на примере западной и российской модели понимания результатов образования. Отмечается, что общие тенденции в развитии образования идут к тому, чтобы включать визуальные практики в образовательный процесс, однако в результативных ориентирах визуальная грамотность отражена не всегда, и ее место среди прогнозируемых результатов образования варьируется в зависимости от модели формирования задач образования в РФ и в западной традиции. Автором были обозначены возможные пути формирования визуальной грамотности в реалиях современного образования (внедрение осознанного использования визуальных образов как полноценных самостоятельных носителей информации; включение критического измерения в использование визуальных символов во время учебного процесса; обращение к неформальной образовательной среде, например музейной).