Аннотация:В какой момент повторяющаяся практика поведения становится правовой? Какова процедура формирования обычно-правовой нормы? Все эти вопросы были предметом тщательного исследования правоведов на протяжении долгих веков.
На основании проведенного исследования автор сделал следующие выводы:
Во-первых, изучение подходов правоведов к понимаю обычных норм права, регулирующих трансграничные отношения начиная с римского периода и до настоящего времени, показало, что доктрина выделяла следующие элементы обычной правовой нормы: во-первых, повторяющееся поведение, которое соответствует критериям продолжительности и частоты однообразных действий, и закрепление этой практики юрисдикционными органами; во-вторых, молчаливое согласие - схожее с которым является сегодняшнее opinion juris – осознание связанности нормой. При этом отдельно следует отметить, что учитывая признанный всеми участниками трансграничных отношений метод саморегулирования, позволил участникам экономической активности самостоятельно формировать содержание обычных норм, а также самостоятельно обеспечить их исполнение посредством, например, исключения участников делового оборота из системы экономических отношений, что, на мой взгляд, являлось эффективным обеспечительным средством.
Во-вторых, если говорить о международном экономическом праве, то в доктрине можно встретить довольно распространенное мнение, согласно которому - международное экономическое право может существовать, по большому счету, только как договорное по причине того, что обычно-правовые нормы лишены какой-либо определенности. Однако следует отметить, что традиционно обычай является единственно признанной формой права, способной гибко адаптироваться к трендам, происходящим в общественных отношениях в тот или иной период истории. В качестве примера, который помог бы продемонстрировать фундаментальность и универсальность обычно-правового метода регулирования был выбран принцип неотъемлемого суверенитета над естественными ресурсами. Данный принцип начал свой путь со времени утраты государствами колониальной зависимости, когда он понимался как непреложная основа государственного суверенитета, а спустя время принцип, будучи положенным в основу решений международных организаций и арбитражных трибуналов, а также огромного количества международных гайдлайнов и кодексов поведения, стал гарантировать такие права как: право на экологическую среду не подверженную трансграничному загрязнению, право на справедливое распределение и использование трансграничных ресурсов, и право на проведение межгосударственных консультаций об эффективности распределения трансграничных ресурсов. Данный принцип продолжает эволюционировать, приобретая новые очертания, связанные с защитой прав человека, международным экологическим правом, так называемым правом развития (international developmental law). Таким образом, экономический по своему содержанию и природе принцип сопровождал не только международные экономические отношения, но и самые широкие области общественных отношений становясь междисциплинарным по своему характеру.
В-третьих, следует отметить, что гибкость и функциональность обычной нормы международного экономического права позволила сформировать такие правовые обычаи экономического права как: принцип «справедливой, равной и адекватной компенсации», который пришел на смену способности государства распоряжаться иностранной собственностью на свое усмотрение, в свете безусловного экономического суверенитета. А также можно говорить о появлении устоявшихся экологических принципов, о которых начали вести речь не более, чем 20 лет назад. В пример можно привести «Принципы лесоводства» (the Forestry Statement), которые содержат правило не толко экологически чистого использования лесов, но и экономической эффективности их эксплуатации.