Аннотация:В последнее время мы можем наблюдать взрыв популярности использования криптовалюты. Частные лица начинают собирать свои «домашние» майнинговые фермы для того, чтобы стать обладателем нового «цифрового золота». Крупные предприниматели организовывают свои собственные криптовалютные биржи, на которых частные лица могут открывать электронные кошельки и совершать любые транзакции по переводу криптовалютных средств. Кроме средства платежа, криптовалюта стала объектом интереса опытных инвесторов. Вместе с этим государства и международное сообщество в целом не являются столь подвижными, чтобы эффективно успеть за этим трендом экономических отношений, что позволяет недобросовестным участникам рынка безнакзанно спекулировать в этой области отношений.
На основании проведенного исследования, автор пришел к следующим выводам:
Во-первых, практика государств относительно регулирования криптовалютной деятельности кардинально разнится. В процессе регулирования государства разделились на те, которые ввели прямые запреты на любые операции с криптовалютами, продемонстрировав полную неспособность адекватно и компетентно реагировать на инновации, и те, которые довольно активно стали принимать специальные законы, регулирующие блокчейн и криптовалюты на нём основанные. При этом одни государства, видя потенциал в технологии, разрабатывают режим регулирования криптовалюты как средства привлечения инвестиций в технологические компании. А другие, как например Швейцария, идут дальше и предпринимают шаги по разработке правил регулирования финтех-индустрии, создавая благоприятные условия востребованности юрисдикции для бизнеса, ориентированного на работу с технологией блокчейн.
Во-вторых, правовой статус криптовалюты остается неопределенным. В некоторых юрисдикициях, например, в США, криптовалюты признаются вещью, на которую распространяется право собственности. Напротив, Суд ЕС в деле Гедквист против Налогового органа Швеции пришел к выводу, что виртуальные валюты являются аналогами обычных конвертируемых валют и используютя частными лицами для приобретения товаров или услуг, как правило, на определенных Интернет сайтах. Таким образом разработка правового регулирования функционирования криптовалют на пространстве ЕС в настоящий момент затруднена в связи с тем, что с одной стороны, ЕС не хочет расходиться с позицией США, а с другой, ЕС связан высказанной Судом позицией.
В-третьих, государства, стремясь к регулированию криптовалютных отношений, поставили вопрос о необходимости налогообложения, однако имеются расхождения относительно того с какими элементами налогооблагаемой базы наиболее тесно связана криптовалюта, а, следовательно, и определение взимаемого налога. Сложности на государственном уровне возникают и при ответе на вопросы о защите конфиденциальности информации, определении рыночной стоимости виртуальной валюты и ситуациями отклонения от уплаты налогов.
В-четвертых, Целевая группа по финансовым действиям рассматривала криптовалюты: во-первых, как средство обмена: во-вторых, как расчетную единицу, и в-третьих, как хранилище стоимости, но не имеющее статуса законного платежного средства в любой юрисдикции. В июне 2014 года FATF опубликовала доклады «Виртуальные валюты» и «Либерти-роуд», в которых FATF стремилась понять потенциальный масштаб и характер специфических рисков, связанных с виртуальными валютами. В 2015 году FATF опубликовала доклад «Новые риски финансирования терроризма», где раскрыла проблему работы сайтов, связанных с террористическими организациями, которые ищут пожертвования в биткойнах или предоставляют инструкции о том, как покупать оружие с использованием биткойнов.