Стратегии решения вербальных и образных задач при возрастании когнитивной нагрузки и эмоционального напряжения у азербайджанских студентовдипломная работа (Бакалавр)
Аннотация:Цель исследования заключается в изучении влияния уровня эмоциональной и операциональной напряженности на решение когнитивных задач.
Объект исследования – факторы, влияющие на процесс решения когнитивных задач.
Предмет – Стратегии решения когнитивных задач при возрастании когнитивной нагрузки и эмоционального напряжения.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что эффективность и стратегии решения когнитивных задач зависит от уровня эмоциональной и операциональной напряженности.
Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо выполнить комплекс следующих задач:
1. На основе изучения научной литературы рассмотреть понятие и сущность эмоциональной напряжённости и тревожности и проанализировать данные, свидетельствующие о влиянии эмоциональной напряженности на решение когнитивных задач;
2. На основе изучения научной литературы проанализировать проблему операциональной напряженности и когнитивной нагрузки и проанализировать данные, свидетельствующие о влиянии операциональной напряженности на решение когнитивных задач;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление связей уровня эмоциональной и операциональной напряженности и показателей решения когнитивных задач; Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования.
Проведенное эмпирическое исследование, позволило показать, что эффективность и стратегии решения когнитивных задач зависят от уровня эмоциональной и операциональной напряженности.
По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1.По результатам корреляционного анализа мы можем утверждать, что существуют взаимосвязь между особенностями функционального состояния испытуемых и решением когнитивных задач. При увеличении ситуативной тревожности и состоянии дискомфорта испытуемые медленнее решают задачи, и количество правильных ответов снижается.
1.1. Процент правильных ответов снижается при возрастании эмоционального напряжения только в задаче «Оперативная память», где надо воспроизводить суммы цифр и в задаче «Объем внимания», в режиме, когда нужно воспроизводить цифры. В данном случае повышенная эмоциональная напряженность приводит к снижению качества выполнения в сложных задачах, требующих воспроизведения цифр.
1.2. В других случаях испытуемые удерживают уровень выполнения за счет привлечения дополнительных усилий и временных ресурсов. Испытуемые начинают затрагивать больше времени на решении задачи «Анаграммы» и «Объем внимания» (особенно при усложнении режимов предъявления), которая требует обращения к ресурсам долговременной памяти.
1.3. Параметры выполнения задач «Ментальное вращение» и «Поиск в кратковременной памяти» на коррелирвоали с уровнем эмоцоинальной напряженности.
2.Далее с помощью одномерного дисперсионного анализа мы сравнили параметры выполнения когнитивных задач в зависимости нарастания когнитивной нагрузки и сделали следующие выводы:
2.1.По методике «Объем внимания» и «Анаграммы» мы установли, что при нарастании когнитивной нагрузки увеличивается время выполнения, но правильность выполнения не меняется. Таким образом, за счет нарастания времени выполнения задачи студенты сохраняют уровень правильных ответов.
2.2.По методике «Ментальные вращения» при сравнении параметров выполнения в зависимости нарастания когнитивной нагрузки у испытуемых значимых различий не обнаружилось.
2.3.По методике «Поиска в кратковременной памяти» по мере усложнения параметров выполнения испытуемым требуется больше времени для решения задачи при этом снижается и количество правильных ответов снижается.
2.4.По методике «Оперативная память» мы можем сделать вывод о том, что за счет снижения времени реакции (быстро отвечают) снижается процент правильных ответов. Получается, чем быстрее решается задача, тем сильнее снижается уровень правильных ответов.
3.С помощью кластерного анализа мы разделили испытуемых и проверили группы по уровню переживания эмоциональной напряженности с учетом шкалы состояний, ситуативной тревожности «до» и «после» прохождения компьютеризованных методик. По полученным данным мы получили 25 испытуемых, которые входят в кластер с высокой эмоциональной напряженностью, а 20 испытуемых входят в кластер с низкой эмоциональной напряженностью. Далее с помощью одномерного дисперсионного анализа мы сравнили параметры выполнения когнитивных задач в зависимости от эмоциональной напряженности, но значимых различий не получили. Далее мы использовали разделение испытуемых на кластеры в качестве фактора «Эмоциональной напряженности испытуемых» и попытались установить взаимодействует ли этот фактор с фактором «Операциональной напряженности (или когнитивной нагрузки)».
4. С помощью двух факторного дисперсионного анализа мы выявили влияние «Эмоциональной напряженности испытуемых» и попытались установить взаимодействует ли этот фактор с фактором «Операциональной напряженности (или когнитивной нагрузки)».
4.1. Преимущественное влияние фактора «Эмоциональной напряженности испытуемых» было продемонстрировано для зада «Анаграммы» и «Объем внимание». При этом влияние этого фактора не проявлялось в задачах на «Ментальное вращение». Более того испытуемым с более высокой эмоциональной напряженностью удавалось решать эти задачи даже лучше студентов с менее выраженной эмоциональной напряженностью.
4.2. Преимущественное влияние фактора «Операциональной напряженности» было продемонстрировано для задачи «Оперативная память». Чем больше оказывалась нагрузка на кратковременную память, тем менее успешно испытуемые могли использовать ее ресурсы. Эмоциональная напряженность в данном случае не помогала и не мешала.
4.3. Взаимодействие факторов было показано в задачах «Поиск в кратковременной памяти» и «Ментальные вращения». Испытуемые, не испытывающие давления эмоциональной ситуации, в среднем решают задачи лучше, чем те, кто склонен поддаваться эмоцоинальной напряженности. Эти различия особенно ярко проявляются, когда элементов в серии немного. Когда количество элементов в серии достигает 6-7, то различия нивелируются. при низко-эмоциональной напряженности, когда задача начинает усложняться, испытуемые лучше справляются с ней. У испытуемых с высокой эмоциональной напряженностью по мере усложнения задачи, процент правильных ответов снижается.