Аннотация:В работе проведен качественный анализ существующих зарубежных и российских подходов к определению множества взаимосвязанных понятий, таких как «транснациональные» «многонациональные», «интернациональные» корпорации, «глобальные» и «международные» компании, что представляется особенно ценным в условиях имеющейся высокой неопределенности в терминологии. Автор рассмотрел эволюцию транснациональных корпораций (ТНК), выделил особенности их функционирования на каждом этапе, отличительные признаки.
Работа удачно сочетает теорию и практику: рассмотрение типовых элементов финансовой политики подкрепляется соответствующим анализом реального примера – всемирно известного лидера в производстве потребительских товаров компании Unilever. Так, на основании открытых данных и отчетности автор последовательно оценивает результаты управления оборотным капиталом компании на базе рассчитанных финансовых показателей, принятую политику финансирования оборотных активов, уделяя особое внимание кредитной и дивидендной политике. Особое внимание уделяется долгосрочным аспектам финансовой политики, ее взаимосвязи со стратегией, определению преимуществ и недостатков внутренних и внешних источников, применяемых для финансирования деятельности ТНК.
В третьей главе автор продолжает анализировать выбранный пример: делает выводы о политике управления денежными потоками группы компаний Unilever, оценивает программу преобразований финансовой системы, позволяющую приспосабливаться к новым стратегическим направлениям глобального бизнеса. Результаты проведенного анализа позволили автору сделать вывод о необходимости совершенствования систем управления в дочерних компаниях группы, действующих на развивающихся рынках, для чего предложены соответствующие рекомендации.